А - А
Анандавардхана
АНАНДАВАРДХАНА [около 850 христ. эры] — индийский поэт и ученый, живший в Кашмире, автор "Дхванйалока", знаменитого трактата по поэтике, точнее — комментария к "Дхваникарика" (Строфы об отзвуке) неизвестного автора. По выдвинутому А. учению о "дхвани" (буквально "отзвуке") высшее достоинство поэтического произведения — в наличии в нем "скрытого смысла", "сквозящего через словесную сторону речи и ее буквальный смысл". Это учение является синтезом учения о настроениях (раса), разрабатывавшегося древнеиндийской драматургией (ср. Бхарата-Муни), и учения о стилистических формах (рити), свойственного предшественникам А. в области поэтики (ср. Вамана, Дандин). Теория поэзии А. отмечает так. обр. отказ древнеиндийской поэтики от чисто формального анализа поэтического произведения и развития ее в сторону эстетических изысканий.
Библиография: Щербатский Ф. И., Теория поэзии в Индии, журн. МНП, май, 1902; Ольденбург С. Ф., Несколько слов о Калидасе и его драмах и о сущности индийской поэзии Калидаса; Драмы, перев. Бальмонта, со вступит. ст. С. Ф. Ольденбурга, М., 1913; Ларин Б., Учение о символе в индийской поэтике, "Поэтика", II, Л., 1927; Jacoby H., A.’s Dhvanyāloka, "Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft", Bd. 56, H. III, Bd. 57, H. II, Lpz., 1902–1903.
R. S.
Другие люди и понятия:
АНАНКЕ [греч. ανανκη, необходимость] — по древнегреческому мировоззрению, непреодолимая сила, тяготеющая не только над людьми, но и над богами. Такое представление ясно отразилось…
АНАПЕСТОГРАФИЧЕСКИЕ КНИГИ — так назывались книги, отпечатанные на одной стороне листа. В книге таким образом одна страница была с текстом, а другая — чистая. Иногда страницы склеивались между…
АНАФОРА [греч. αναφορα — возвращение, единоначатие, скреп] — повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф). А….