Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

А - А

К оглавлению

Авганская литература

Авганская литератураАВГАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. В результате многовекового культурного влияния Персии на Авганистан в настоящее время авганский яз. (пашто) вытеснен персидским и сохранился преимущественно у населения, живущего в малодоступных горных долинах и находящегося в меньшей зависимости от экономических и культурных центров.
Устная словесность авганцев, весьма обширная и почти не изученная, достаточно полно отражает их быт и характер и более оригинальна по форме в сравнении с словесностью письменной. Создатели устной словесности — странствующие поэты-профессионалы, большей частью неграмотные, исполняют свои произведения под аккомпанемент ребаба (струнного инструмента) и до самостоятельного публичного выступления проходят своеобразную школу "ученичества" под руководством опытных известных певцов. Все они — выходцы преимущественно из слоев крестьянства, ремесленников и т. д. В устную авганскую литературу входят: 1. лирические любовные песни, в отдельных образцах поднимающиеся до высокого художественного уровня. Употребительнейшие формы их: "газель" и "мисра" заимствованы из Персии и Индии, так же как и многие поэтические образы и сравнения; 2. исторические песни, к-рые не так давно, за отсутствием в Авганистане прессы, играли роль последней, поскольку каждое значительное событие находило в них немедленное отражение. Напр. собранные Дж. Дармстетером песни иллюстрируют отдельные моменты политической жизни Авганистана более чем за полвека. Употребительная форма исторической песни — "чарбайта" — весьма близка к персидскому "мусаммат" в различных его вариантах; 3. романтические легенды являются большею частью перепевами персидских и индусских сюжетов. Остальные виды фольклора: обрядовые песни, причитания, пословицы, загадки и т. д. представляют богатейший материал для изучения и ждут своего исследователя. Письменная лит-ра на авганском яз. появляется с XV в. в связи с первым широким выступлением авганцев на историческую арену (авганские династии: Лоди, Сур, восстания племен хаттаков под предводительством Хушал Хана против великого Могола, Ауренгзеба, эпоха индийских походов Ахмад-шаха и т. д.). Автором первой, написанной на авганском яз. книги (история завоевания юсуфзаями области Сват) считается шейх Мали [XV в.]. Начало же А. Л. связывается с именем мистика — "коммуниста", Баязида Ансари, или иначе Пир Рошана [1585–], последователи к-рого подверглись не менее жестокому гонению и истреблению, чем "маздакиты" в Персии в 528 до христ. эры. Произведения Пир Рошана: "Хайр уль Байян" (написано на четырех яз.: арабском, персидском, хинди и авганском), "Хорпан" — критика на Коран и все остальные не сохранились, так как были уничтожены его противниками. Ахун Дарваза, наиболее непримиримый из них, считается первым авганским писателем; из его произведений (их свыше 50) "Махзани Авгани" (История авганцев) имеет историческую ценность. Внук Пир Рошана, Мирза Ансари [XVII в.] — первый авганский поэт, произведения к-рого сохранились до нашего времени, находится всецело под влиянием персидского суфизма и персидских лит-ых форм, так же как и весьма популярный Абдаррахман [XVII в.] и завоеватель Индии Ахмад-шах [1697–1771]. Из поэтов светского направления выделяется мало оригинальный Хушал Хан, хаттакский князь [1613–1697]. Одновременно с вытеснением авганского яз. персидским последний становится яз. А. Л. и прессы. С конца XVIII в. почти все авганские поэты пишут на персидском яз. Начало текущего столетия, особенно годы после войны 1914–1918, когда Авганистану удалось добиться своего национального освобождения, отмечено усилением национального самосознания и стремлением к западной цивилизации со стороны прогрессивных, интеллигентско-буржуазных слоев авганского общества, что отразилось на современной А. Л. С одной стороны, замечается тенденция к возрождению авганского яз. в литературе, с другой — изменяется содержание значительной ее части. Газель, то есть небольшое стихотворение любовного содержания, оставалась таковой лишь по форме, так как любовные темы отходят на второй план, уступая место темам о пользе науки, школы, о любви к родине, независимости Авганистана, трезвой трудовой жизни и т. д.
Политические события недавних лет, как то: балканские войны, война 1914–1918, империалистическая политика Англии по отношению к Авганистану, Советско-авганский договор и т. д. нашли отражение в А. Л. Многие современные государственные деятели Авганистана являются также и поэтами, напр Махмуд Тарзи и др. Яз. современной авганской прессы — смешанный, — персидский и авганский, с преобладанием первого. Журналы и газеты теперь издаются во всех значительных административных центрах: "Аман-и-Авган" (еженед. журн.), "Хаккыкат", "Иблаг" (Кабул); "Тулуи Авган" (Кандагар), "Иттихад-и Машреки" (Джелялабад) и др.

 Библиография:  Пурецкий Б., Поэтическое творчество авганцев, журн. "Новый мир", М., 1927, № 4; Raverty H. G., Gulshan-i-Roh, L., 1860; Его же, Selections from the poetry of the Afghans, L., 1862; Hughes, Kalid-i-Afghani-Selections of Pashtu prose and poetry, Peshavar, 1872; Darmesteter James, Chants populaires des Afghans, P., 1890.
Б. Пурецкий

Другие люди и понятия:

Авганский язык

Авганский языкАВГАНСКИЙ ЯЗЫК (ошибочно Афганский) — один из восточно-иранских яз. (см.), представленный двумя основными диалектами: северным и южным. Носители этого яз. занимают часть территории Авганистана… Полная информация

Августин

АвгустинАВГУСТИН (Аврелий) [354–430] — один из видных деятелей христианской церкви в эпоху ее огосударствления — так наз. "отцов церкви". Из его сочинений гомилетико-экзегетического и полемического… Полная информация

Авдеев

АвдеевАВДЕЕВ Михаил Васильевич [1821–1876] — беллетрист и критик из старинного состоятельного казацкого рода. А. современник и соратник Тургенева (см.), пользовавшийся значительной известностью…. Полная информация