А - А
‘Die weissen blatter’
"DIE WEISSEN BLÄTTER" [Белые листы] — лит-ый журнал, издаваемый с 1913 сначала в Лейпциге, с апреля 1916 — в Цюрихе, в 1918 — в Берне, с 1919 — в Мюнхене. В первый год издания редактором "W. B." был Гуго Геллер, потом Рене Шикеле, к-рый является главным идеологом и руководителем журнала. "W. B." — один из органов, объединивших вокруг себя представителей нового еще в то время экспрессионизма (см.). Экспрессионизм как в своей идеологии, так и в области художественного творчества был не совсем однородным явлением. Часть левой экспрессионистической интеллигенции группировалась вокруг журнала "Акцион" (см.), призывавшего к активному изменению современной жизни и поэтому связанного с наиболее левыми и радикальными политическими группами. Журнал же "W. B." был аполитичным, чисто литературным выразителем нового стиля, с самого начала отрицал боевую роль литературы в изменении современной жизни человечества, признавал лишь чисто духовное влияние искусства на человеческую душу, ведущее к внутреннему перерождению. В программной статье первого номера "W. B." — "О характере будущей лит-ры" — говорится о будущей лит-ре, как о чуждой всякой тенденциозности, не классовой, а "братской", не напыщенно-кричащей, ищущей сложной человеческой природы, а "преклоняющейся перед чудесами простой души".
Между журналом "Акцион" и "W. B." не было проведено точных идеологических разграничений. В них сотрудничали почти одни и те же писатели. Главными сотрудниками "W. B." были: Шикеле, Блей, Штернгейм, Генрих Манн, Газенклевер, Верфель, Брод, Гаузенштейн, Эдшмид, Мейринк, Бенн, Арнольд Цвейг, Вольфенштейн, Франк, Гессе, Гиллер, Рубинер и др.
При таком неоднородном составе сотрудников мы встречаем в журнале много противоречий и неясностей. Идеологическое лицо его определялось главным образом статьями и заметками Шикеле. Это лицо ярче всего отразилось в отношении журнала к войне, к патриотизму и империализму. В то время как журнал "Акцион" с самого начала войны заявил себя ее противником, "W. B." в этом вопросе заняли совершенно своеобразную позицию. В журнале появились статьи, напр. Гаузенштейна, в которых осуждалась империалистическая политика английского правительства, а сама война была признана средством освобождения человеческого духа. В то же самое время в журнале, как и в пацифистских изданиях, описывались все ужасы войны, в целях агитации против нее. "W. B." нападали на шовинистический патриотизм, выражавший узко-национальные интересы. Выступая против партийности и национализма, давая изображение подлинного лика войны и одновременно оправдывая ее, журнал впадал в противоречия, признанные потом самим Шикеле, и мало-по-малу поворачивал влево, в сторону пацифизма. В этом процессе журнал очень ярко отражал колебания той части мелкобуржуазной интеллигенции, к-рая, не решаясь с самого начала стать против войны, оправдывала ее идеей борьбы за свободу человечества, а потом, убедившись на опыте в ужасах войны, перешла к полному отрицанию ее, к пацифизму.
"W. B.", ратовавшие еще в 1915 за войну, "освященный кровью зов к свободе", с 1916 начинают вести пацифистскую агитацию и принуждены по цензурным условиям выходить в Швейцарии. Тогда журнал стал действительным собирателем экспрессионистически-пацифистских лит-ых сил, т. к. другие журналы, выходившие в Германии, были очень стеснены цензурой. Накануне германской революции Шикеле признает свои ошибки в оценке войны, призывает интеллигенцию к объединению в борьбе за свободу духа, одновременно резко критикуя русскую революцию за ее насилия и за пролетарскую диктатуру.
С этого времени вокруг журнала группируется вся та неуравновешенная мелкобуржуазная интеллигенция, к-рая испугалась пролетарской революции и объявила себя врагом пролетариата во имя "человечности" и "духовности" будущего общества. Журнал пытается выдвинуть новую идею диктатуры духовного в противовес реальной диктатуре пролетариата, — идею, что интеллигенция является основной и руководящей группой человеческого общества, которая должна вести человечество к бескровной победе духовного. Эта же мысль о главенстве интеллигенции в человеческом обществе проводилась в редактируемом Куртом Гиллером ежегоднике "Цель". Органу, проводящему такую точку зрения, конечно не удалось объединить интеллигенцию и влиять на события. Журнал оставался в стороне от актуальных вопросов современности и в 1921 прекратил свое существование.
А. Запросская
Другие люди и понятия:
DOLCE STIL NUOVO [итальянское — "сладостная новая манера письма"] — лит-ое направление, возникающее на грани средних веков и Возрождения в крупных торговых городах Тосканы и Романьи — Флоренции,…
DORFGESCHICHTE [буквально "сельская повесть]" — разновидность повести, тематика к-рой взята из крестьянской жизни. Если пользоваться этим термином в том значении, какое вкладывается в него…
ENJAMBEMENT [французское — перенос] — несовпадение синтаксического и ритмического членения стихового отрезка с вытекающим отсюда разрывом синтаксического ряда и перенесением части его в…