К - Л
Лахути
ЛАХУТИ Абдул Каси [1887] — современный персидский поэт, революционный деятель, коммунист. Р. в семье "гевэкеш’а" (башмачника) в г. Керманшахе. Был учеником кузнеца, слугой, башмачником — работал с отцом. Л. начинает писать под влиянием отца-поэта, прозванного крестьянами "Хеким Ильхам" (философ Ильхами). Своими первыми стихами Л. участвует в религиозно-шиитских мистериях и благодаря им становится популярным. Начало лит-ой деятельности Л. совпадает с крайним обострением классовой борьбы в стране. Размах конституционного движения увлекает Л. Сначала он — последователь секты Нематуллаха, "служившей народу", затем секты бехаитов.
От религиозно-сектантских настроений Л. освобождается только под влиянием радикально-буржуазного движения "франкмасонства", возглавляемого известным ученым и революционером Мирза-Мальком Ханом. Франкмасоны отправляют Л. в Тегеран [1904] в франкмасонскую школу. К этому периоду относятся его "Шяб-Намэ" (Ночные письма-прокламации) — поэтические листовки, направленные против режима шаха и дворца. В 1907 Л. — участник "рештского" восстания, затем принимает активное участие в низвержении Мохаммед-Али-Шаха, вступает в ряды "моджахидов" (революционеров) знаменитого революционного вождя Саттар-Хана. Во время империалистической войны Л., продолжая борьбу против англичан, шаха и "пан-исламистской армии", организует в Керманшахе газ. "Бисотун", первые 10 номеров которой написаны самим Л. После разгрома националистов Л. эмигрирует в Турцию. Издает в Константинополе журн. "Парс" эстетического направления. Там же [1921] печатается первый сб. его стихов. К 1922 Л. возвращается в Персию и организует знаменитое тавризское восстание против правительства. Потерпев поражение, переходит на советскую территорию. Здесь первое время работает рабочим в Баку. Затем работает в Москве в Центриздате; последние годы занимает ответственные партийные и советские посты, гл. обр. в Таджикистане (секретарь горкома партии, зам. наркомпроса Таджикистана и др.). В 1931 [IX] награжден орденом Трудового красного знамени.
Творческий путь Л. — от мистического суфизма к коммунизму — можно разделить на следующие 4 периода: 1. Период суфизма [до 1904], отражающий идеологию персидского "народно-трудового суфизма". Бессодержательному мистическому философствованию соответствуют и стилевые особенности суфийской поэзии.
2. Период национально-освободительных войн в Персии [1904—1917]. Творчество Л. этого периода представляет собой своеобразное сочетание народно-демократических суфийских лозунгов с национализмом, патриотизмом и враждою к иностранному гнету (см. "Любовь к родине — основа веры"). Стихотворение Л., напечатанное в калькуттском журн. "Хабл-оль-Мэтин", полное националистического пафоса, призывающее к спасению родины, доказывает, что национализм не противоречит догматам ислама. Вместе с тем в творчество Л. просачиваются социальные мотивы. Л., обращаясь к трудовому дехканину, говорит: "Радуйся, о труд дехканина, о слава человечества; тобой устроен мир, ты — сущность его бытия; не было бы мира, если бы тебя не было; причина устройства мира — это ты, о ренджбер (трудящийся), ты — смысл человека" (газ. "Чэнтэ-йе-Пабэ-рэхнэ", 1910). Такое обожествление труда характерно для большинства произведений этого периода. В конце второго периода. Лахути, обращаясь к трудящемуся, пишет: "О ренджбер, с черной судьбой, бедный, босой крестьянин, только твоя жизнь — в мучениях, в лишениях; а дворяне — в уюте от твоего труда…" "Богатство шахов — продукт твоего труда, а роскошь хана — плод твоих мучений". Л. видит уже классовые противоречия, полон революционной решимости в борьбе с шахом и его сатрапами за торжество справедливости и свободу трудящихся, но не понимает еще сущности классовых противоречий и путей их преодоления. Произведения этого периода, достигая самого высокого художественного уровня, поставили Л. в ряды крупнейших персидских поэтов.
3. Период 1917—1922. Это своеобразный переходный период для Л., характеризующийся разочарованием в методах демократии и несколько замедленным, но последовательным переходом от революционного демократизма к коммунизму, от революционно-мелкобуржуазной идеологии к пролетарской, от левого крыла "моджахидов" к компартии. Константинопольский период показывает известное увлечение Л. вопросами формы. Одна из стилевых особенностей этого периода — постепенный отход Л. от традиционных форм персидской поэзии, искание новых форм и жанров.
4. Период творчества Л., совпадающий с его пребыванием в Советском Союзе [после 1922], по существу своему завершает переход, отмеченный выше, и характеризуется процессом превращения Л. в пролетарского поэта. Наиболее характерные и яркие произведения Л. последнего периода — большая революционная ода "Кремль" и "Робаят" (Четверостишия). В этот же период вышел его сб. "Эдэбият-е-Сорх" (Красная поэзия), включающий главные произведения последнего десятилетия. "Кремль" — ответ Л. персидскому поэту Хакани и его преемнику Хосейну-Данеш (поэма "Развалины Медаин"), воспевающим и идеализирующим древнюю Персию и господство Сассанидов. Этой реакционной идеализации "прошлого" Лахути противопоставляет раскрытие классовой сущности исторических явлений, начиная от "Кесре-Кесра" Сассанидов, кончая Кремлем и Ватиканом. "До каких пор, о сердце, будешь плакать о троне Нушревана, во дворце Кремля ты читай скрытые тайны", — говорит Л., обращаясь к персидским поэтам. В Кремле "каждый рисунок в куполах сделан из крови народного сердца; каждый кусок стены здесь — это прах и тело погибшего под гнетом бедняка". Проводя аналогию между Кремлем и Медаин (дворец Сассанидов), Л. пишет: "Кремль и Медаин — оба построены бедняками и рабочими. Первый стал дворцом Романовых, а второй — дворцом сыновей Сассана". Но сейчас Кремль принадлежит уже не Романовым, а подлинному "хозяину дворца". "Когда хозяин дома занял этот дом, мир наш освободился от реакции господ". Поэтому Л. призывает к защите Кремля, т. к. Кремль — это "центр мира", где нет "ни нации, ни бога, ни сатаны". "Робаят" — самое блестящее произведение Л. В последнее время Л., систематически сотрудничая в ц. о. "Правда", дает стихи (они переводятся на русский яз.) о социалистич. строительстве и революционной борьбе Коминтерна. Необходимо еще отметить, что при непосредственном участии Л. создается революционная пролет. лит-ра Таджикистана.
Революционные рабочие и крестьянство Персии и рабочий класс нашего Союза имеют в лице Л. большого поэта, выразителя идей освобождения колониальных стран и борьбы за социализм.
Библиография: I. Шяб-Намэ, Листовки, 1907; Лэали-йе-Лахути (Жемчуга Лахути), Стихотв., Константинополь, 1920; Чекамеи-Лахути, Стихотв.; Бахаринеи-Лахути, Стихотворения; Ирониамеи-Лахути, Стихотв.; Кремль и Робаят, Самарканд — Сталинабад, 1927; Эдэбият-е-Сорх, Самарканд — Сталинабад, 1927; Террор и организация, Брошюра на таджикском яз. Стихи в газетах: "Чэнтэ-йе-Пабэрэхнэ" (Персия), "Ирав-е-Нов" (Персия, 1910), "Шамэ" (Константинополь, 1920), "Таджикистан-Сорх", "Дехканин-Кэмбегаль" и журнал "Рехбер-и-Данеш", Таджикистан; "Сетаре-е-Сорх" (орган иранской компартии), Вена, "Правда" и т. д.
II. Бертельс Е. Э., Очерки истории персидской литературы, Л., 1928; Чайкин К., Краткий очерк новейшей персидской литературы, М., 1928; Канделаки Римма, Первый пролетарский поэт Ирана, журн. "На рубеже Востока", Тифлис, 1929, № 3; Brown, The press and poetry of modern Persia, L.
А. Н.
Другие люди и понятия:
ЛАШАМБОДИ Пьер [Pierre Lachambeaudie, 1806—1872] — французский баснописец и шансонье, сын сельского сборщика податей, из крестьян. Начал лит-ую деятельность в наиболее мрачные годы Реставрации. За юношеские…
ЛЕ Иван [1895—] — современный украинский пролетарский писатель. Р. в с. Мойсенцах Черкасского окр. в крестьянской семье. Учился в деревенской школе. С 1907 по 1915 был батраком. В 1915 был мобилизован на…
ЛЕАЛЬ Антониу Дуарте Гомеш [Antonio Duarte Gomes Leal, 1849—1921] — португальский поэт. Мелкобуржуазный радикал; считал себя революционером, бичевал в своих сатирах современное буржуазное общество ("Satyras…