К - Л
Левицкий И. С.
ЛЕВИЦКИЙ Иван Семенович [1838—1918] (псевдоним Нечуй) — украинский писатель второй половины XIX века. Р. в местечке Стеблеве, Киевской губ., в семье сельского священника. Учился в сельской школе, затем в монастырской "бурсе", в киевской духовной семинарии, с 1861 по 1865 — в киевской духовной академии. По окончании академии Л. занялся преподавательской работой в средних учебных заведениях Полтавы, Калиша, Седлеца и Кишинева.
В академии Л. примкнул к студенческому кружку украинофилов, выписывавшему популярный в то время буржуазный украинский журнал "Основа". Писать Л. начал довольно поздно [1865], и первые его произведения ("Дві московки", "Рибалка Панас Круть", "Причепа") печатались в галицийской "Правде", потому что на Украине печатание произведений на украинском языке представляло очень большие трудности, особенно после валуевского "Указа" 1863. Повести Л. приобрели немалую известность в Галиции и на Украине; в 1872 во Львове вышли отдельным изд. "Повісті І. Нечуя", в 1874 в Киеве — "Повісті Ів. Левицкого". В Кишиневе, где Л. учительствовал [с 1873 по 1885], вокруг него собрался кружок учителей украинофилов, в котором Л. прочитал свой известный реферат "Непотрібність великоруської літератури для України і для словянщины" (издан в Галиции под заглавием "Сьогочасне літературне прямування"). Реферат этот пронизан резкой проповедью украинского национал-шовинизма, характерного для всего наследия Левицкого и нашедшего особенно яркое выражение в его ответе на статью Пыпина "Особая русская няродность". Ответ этот был напечатан в журнале "Діло" за 1891 под заглавием "Українство на літературних позвах з Московщиною".
Начав с подражаний Марко Вовчок, Л. пошел значительно дальше ее в деле создания монументального жанра. Будучи хорошо знаком с французскими натуралистами и русскими реалистами и следуя их манере, Л. сделался основателем буржуазного романа на Украине. В своих романах и повестях Л. стремится отобразить жизнь "целой нации". Он дает широкие зарисовки из жизни самых разнообразных слоев населения, заставляет их разговаривать на украинском яз. и рисует их либо представителями и апологетами родной национальности, либо ее врагами. Здесь и обедневшее, пролетаризирующееся крестьянство ("Дві московки", "Баби","Кайдашева сїм’я", "Микола Джеря", "Бурлачка"), и кулаки, и сельское духовенство ("Старосвітські батюшки та матушки", "По-між ворогами"), купечество ("Рибалка Панас Круть", "Хмари"), помещики ("Микола Джеря", "Бурлачка"), мещанство ("Київські Прохочи") и чиновничество ("Навіжена"), и интеллигенция ("Хмара", "Над чорним морем"), и первые зародыши индустриального пролетариата ("Микола Джеря", "Бурлачка"). Главная идея, проходящая красной нитью через все творчество писателя, это нацдемовская идея единой украинской нации, живущей и развивающейся независимо от России, идея борьбы за национальное освобождение.
Интеллигенция, к которой принадлежал и Л., ориентировалась не на "народ", а на "нацию" в европейском (буржуазном) смысле этого слова. "Европеизм, русофобство и воинствующий национализм, дух конкуренции и национальной гордости, дух европейской буржуазии, идеология капиталистической интеллигенции — вот особенности идеологии Нечуя-Левицкого" (Коряк).
Рисуя быт различных слоев украинского общества, Л. пытается показать гибель не какого-либо класса, а "гибель нации". Гибель эта вызвана крушением национального капитала, не выдерживающего конкуренции более сильного соседа, что ведет страну к колониальной зависимости.
Типичный герой Л. Павло Радюк ("Хмара") — организатор воскресных школ, распространяет книги для "народа", собирает народные песни, ходит в национальном костюме, читает "Кобзаря" Шевченко всем — от "мужика" до "пана". Он говорит не с классом, а с нацией и о нации. "Наша земля на Украине, — говорит Радюк, — как золото, а народ наш часто голодает. У нас нет промышленности, а о народе никто не беспокоится, никто его не поставит на путь истины, не учит… Наша народная песня поэтична, чудесна, как творения первостепенных гениев; наша поэзия, наш язык богат, как чистое золото… Нам не нужно войны, нам нужно просвещение" и т. д.
Выступая в защиту национального капитала, но при этом снимая вопрос о классовости и говоря только о "нациях", Л. неизбежно переходил к шовинистическому нападению на представителей иных национальностей, проживающих на территории Украины — русских, евреев, поляков ("Рибалка Панас Круть", "Причепа", "Хмара"). Следует особенно отметить несомненную долю антисемитизма, присущего творчеству Левицкого. Рисуя евреев-лавочников, автор старается вызвать в читателе отвращение к ним; совсем иначе он изображает торгашей-украинцев.
В ст. "Сьогочасне літературне прямування" Л. провозглашает три принципа "новой лит-ры" — принцип реальности, принцип национальности и принцип народности, которым он остается верен в своем творчестве от начала до конца.
Почти все романы Л. принадлежат к типу буржуазного семейного романа; автор следит за целыми поколениями, сменяющими друг друга. Глубокая тенденциозность этих романов отразилась на их художественности; это скорее "исследования", чем истинно-художественные произведения. Отсюда и герои — не живые люди, а схемы, воплощение какой-либо "идеи".
Если рассматривать идеи Л. в их развитии, в них можно видеть зародыши идеологии современного украинского фашизма, представшего перед судом советской общественности на процессе СВУ.
Библиография: I. Твори, 11 тт., за ред. Ю. Меженка, ДВУ, Київ, 1926—1930; То же, издание 2-е, тт. I—III, V—VII, Харьков, 1929; То же, издание 3-е, тт. I—X, Харьков, 1930—1931 (изд. продолжается).
II. Огоновський О., История літератури руської, ч. 3, вып. I, Львов, 1893; Левицкий Ів., Автобиография, журнал "Світ", 1881; Ефремов С., Істория українського письменства, 1917; Якимович С., До композиції романів Нечуя-Левицкого, "Червоний шлях", 1925, № 3; Ніковський А., Вступ. ст. до "Миколи Джері", вид. "Книгоспілка", 1925; Шамрай A., Українська література, "Рух", 1927; Меженко Ю., Ст. до "Творів" Нечуя-Левицкого, ДВУ, 1929; Коряк В., І. С. Нечуй-Левицкий, "Критика", 1928, № 3; Его же, Нарис історії української лїтератури, т. II; Его же, Буржуазное письменство, Харків, 1929; Его же, Українська література, Конспект, ДВОУ, Харків, 1931; Кирилюк Е., Творчий шлях І. Нечуя-Левицкого (вступ. ст. до І. Нечуй-Левицкий, "Вибрани твори"), 1929; Дорошкевич О., Підручник історії української літератури, выд. "Книгоспілка" Київ, 1931.
П. Колесник
Другие люди и понятия:
ЛЕВИЦКИЙ Модест [1886—] (псевдоним Виборний-Макогоненко) — украинский писатель, типичный представитель буржуазного народничества в украинской литературе. Врач по профессии, Левицкий выпустил…
ЛЕГЕНДА [от церковно-латинского "legenda", формы множеств. числа сущ. среднего рода "legendum" — "отрывок, подлежащий чтению", — осмысленной позднее как форма единственного числа…
ЛЕДА — в греческой мифологии жена спартанского царя Тиндарея и одновременно жена Зевса, который сочетался с ней в образе лебедя. Плодом этого двойного брака были братья-близнецы (Диоскуры —…