К - Л
Лемонье
ЛЕМОНЬЕ Камилл [Camille Lemonnier, 1844—1913] — бельгийский романист. Учился в Лувенском университете (которого не окончил), служил чиновником в гор. управлении в Брюсселе. 22 лет вышел в отставку, чтобы всецело отдаться лит-ой деятельности. В своих романах Лемонье отражает процесс превращения Бельгии в передовую капиталистическую страну, сопровождавшийся коренной ломкой привычного социально-экономического уклада. В романе "Последний барон" Лемонье показывает, как под натиском капитала разрушаются старые рыцарские замки (Hallali); в романе "Смерть" (La Mort) — как капитализм проникает в деревню и разрушает ее, порождая бредовую жажду обогащения; роман "Конец буржуа" (La fin des bourgeois, 1892) посвящен быту крупной буржуазии; в романе "Happe-Chair" воспроизведен быт рабочих, создающих богатства для своих хозяев, капиталистов, и вместе с тем обреченных на безысходную нужду и деградацию.
Л. отрицательно относится к капиталистической действительности. Ему равно чужды и враждебны капиталистический город и капиталистическая деревня с ее расслоением крестьянства на зажиточное кулачество и бездомных бродяг ("Самец"). Выход из создавшегося положения Л. видит в отрицании машинной, капиталистической цивилизации, в проповеди возвращения к неиспорченной и здоровой природе (роман "Адам и Ева" — "Adam et Ève", 1899), к ремесленному труду, который он идеализирует в романах "Au cœur frais de la forêt" (В прохладных недрах леса, 1900) и "Comme va le ruisseau" (Как течет ручей, 1909). В этой апологии патриархального ремесла с особой отчетливостью раскрывается мелкобуржуазная природа Л., ощущающего гнет растущего капитализма и в отчаянии зовущего назад, к патриархальному ремеслу; Лемонье не видит иного выхода из противоречий современности.
Эта же тема развита и в других его произведениях, напр. в "Ветрогоне" (Le vent dans les moulins, 1901), в котором Л. рисует молодого человека, приехавшего из города в деревню, мечтающего о социалистическом преобразовании общества, но мало-по-малу изменяющего своим планам и с радостью и увлечением отдающегося повседневному труду столяра. Идеализацию тихой, не охваченной капиталистической лихорадкой жизни провинции мы находим в последних романах Л. — "Le petit homme de Dieu" (Божий человек, 1903) и "La chanson du carillon" (Благовест, 1910).
Л. — выдающийся представитель бельгийского реализма XIX века. Его называли "бельгийским Золя". Подобно последнему он видел в человеке продукт наследственности и среды, уделяя много места вопросам психопатологии. Так, в романе "В плену страсти" (L’homme en amour, 1897) Л. описывает патологическую любовную страсть молодого человека, изуродованного католической системой воспитания, обессилившей его волю и силу сопротивления. Роман "Одержимый" (Le possédé) раскрывает моральную опустошенность и тайную разнузданность официального судьи общественной нравственности. Психологии парижской "звезды", живущей любовью, посвящен роман Л. "Клодина Ламур" (Claudine Lamour, 1893). Той же проблеме любовных отношений в условиях капиталистического города посвящены и другие его произведения: "La faute de madame Charvet" (Преступление мадам Шарве, 1895), "Une femme" (Путь женщины, 1898), новеллы "L’aumône d’amour" (Милостыня любви, 1897) и "La vie secrète" (Тайная жизнь, 1898). — Проблему оздоровления человечества Л., как сказано выше, связывает с отказом от урбанистической и индустриальной культуры, с проповедью опрощения и возвращения к первобытной жизни и ее непосредственным эмоциям. — Критики называли Л. "художественной совестью" страны, строго судившей все возникающие явления в художественной и общественной жизни. — Л. написал более 50 тт. разных произведений, среди них большой труд, посвященный Бельгии ("Belgique", 1888), в к-ром он дает картину состояния современной Бельгии и ряд монографий о Менье, Ропсе, Эмиле Клаусе и т. д. Он первый обнаружил талант Курбе, творчеству которого посвятил блестящий очерк, сразу обративший внимание и на критика и на художника. Последним произведением Л. были "Воспоминания писателя".
Библиография: I. Когда я был мужчиной, Роман, перев. З. Журавской, М., 1909; Собр. сочин., под ред. В. Фриче, изд. "Звено", Москва, 1910; Избранные произведения, 2 тт., перев. и примеч. А. Н. Горлина, под ред. А. В. Амфитеатрова, П. — М., 1922; Веселое богомолье, Рассказы, перев. К. Жихаревой, Л., 1925; Конец буржуа, Роман, перев. Э. К. Бродерсен, Л., 1926; Один из многих, Рассказы, М., 1926; Конец Россанфоссов, Роман, перев. Н. Деген, М. — Л., 1927; Люди земли, Рассказы, перев. К. Жихаревой, М. — Л., 1927; Путь женщины, Роман, перев. З. Журавской, Харьков, 1927.
II. Фриче В. М., Предисловие к "Рассказам" Лемонье, изд. "Магнит", 1909; Его же, Лемонье, ст. в "Энциклопедическом словаре Гранат", 1913; Barbey d’Aurevilly, Les critiques ou les juges, jugés "Gil Blas", 23 novembre, 1888; Delmer L., L’art à la cour d’assises, éd. Savine, 1893; Mockel, С. Lemonnier et la Belgique, "Mercure de France", 1897, IV—V; Leblond M., Un apôtre du panthéisme, "Revue naturaliste", 1900, V; Cille V., C. Lemonnier, "Le Soir", Bruxelles, 7 mars 1903; "Revue de Belgique", numéro consacré à C. Lemonnier, 15 févr. 1903; "L’idée libre", numéro consacré à C. Lemonnier, 15 mars 1903; "Le Thyrse", numéro consacré à C. Lemonnier, 8 mars 1903; "Wallonia", numéro consacré à C. Lemonnier, 1903, 4; Bazalgette L., C. Lemonnier, éd. Sansot, 1904; Des Ombiaux M., C. Lemonnier, éd. Carrington, P., 1910; Его же, Premiers romanciers nationaux de Belgique, 1919; Liebrecht, Histoire de la littérature belge des origines à nos jour, éd. illustrée, Bruxelles, 1924.
III. Des Ombiaux M., Camille Lemonnier, monographie anecdotique et documentale avec une biblioiconographie, 1909.
К. С.
Другие люди и понятия:
ЛЕНАРТОВИЧ Теофиль [1822—1893] — польский поэт. Стихотворения его сопоставляются обычно с "народнической поэзией" Владислава Сырокомли. Брюкнер в своей книге "Dzieje literatury polskiej w zarysie" (tom…
ЛЕНАУ Николаус (псевдоним — Николаус Нимбш фон Штреленау) [1802—1850] — немецкий писатель. Родился в Венгрии в дворянской семье. Творчество Л. выражает усложненность и противоречивость немецкого…
ЛЕНГЬЕЛЬ Иосиф [J. Lengyel, 1890—] — венгерский пролетарский писатель. Начал писать в 1916 в экспрессионистском журнале "Сегодня". Примкнув к коммунистической партии, Л. отходит от группы…