К - Л
Литературная газета
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА. — К Л. г. причисляется разряд газет, посвящающих свои столбцы целиком или преимущественно литоратуре и лит-ой критике. Не связанные обычно ежедневным выходом, издающиеся по широкой и разносторонней программе, Л. г. приближаются вплотную к журналам, иногда переходя в них: не всегда можно провести грань между Л. г. и журналом. Таковы, к примеру, издания XVIII века: выходящие дважды в неделю в качестве приложения к "Московским ведомостям" листки "Чтение для вкуса, разума и чувствований" (М., 1791—1793, ред. В. С. Подшивалов) и последовательно сменявшие их — "Приятное и полезное препровождение времени" (М., 1794—1798, ред. В. С. Подшивалов и П. А. Сохацкий), "Иппокрена или утехи любословия" (М., 1799—1801, ред. П. А. Сохацкий), "Новости русской литературы" (М., 1802—1805, ред. П. А. Сохацкий, затем П. В. Победоносцев), "Минерва" (М., 1806—1807, еженед., ред. П. В. Победоносцев). Существо этих изданий, по определению самой редакции, "состояло в том, чтобы они заключали в себе все благонравное, наставительное и невинно приятное" ("Новости русской литературы", 1802, № 1). Аналогичные приложения находим и у других газет; достаточно упомянуть известные в истории русской литературы приложения к "Русскому инвалиду", издававшиеся А. Ф. Воейковым и В. И. Козловым "Новости лит-ры" (СПБ, 1822—1826, еженед., с 1824 — ежемесячно) и "Лит-ые прибавления к „Русскому инвалиду“" (СПБ, 1831—1839, дважды в неделю, с 1837 — еженед., ред. А. Ф. Воейков, с 1837 — А. А. Краевский), развившиеся позже в самостоятельную Л. г. ("Лит-ые прибавления" были частным предприятием Воейкова, лишь номинально связанным с "Русским инвалидом"). Однако все эти издания являются скорее лит-ыми страничками газет, хотя и отдельно от них выходящими, чем собственно Л. г. Содержание ранних изданий сводилось за редкими исключениями к так называемой "словесности", т. е. одам, эпиграммам и т. п. мастерству отечественных "сочинителей", а еще больше переводной лит-ре. "Прибавления" добавили к "словесности" новые отделы: "пересмешник" (сатира и юмор), театр, шарады и моды.
Вопреки распространенному представлению, связывающему первую Л. г. с именами Дельвига и Пушкина, ею следует считать "критическую и Л. г." "Рецензент", издаваемую В. Олиным (СПБ, 1821, еженедельная, всего 20 номеров: 1—10, 17—26). Содержание "Рецензента" типично для листков своего времени: на первом плане "словесность", т. е. стихи и рассказы, затем критические статьи, научно-популярные заметки, анекдоты, театр, некрологи и т. п. "смесь". Главной опорой газеты был сам редактор, статьи и стихи к-рого преобладали в газете; кроме него участвовали Баратынский, Вяземский, Давыдов, Жуковский и др. Чрезвычайно широко газета пользовалась переводами из иностранной прессы, — черта, общая почти всей русской печати до начала XIX века включительно. Литературно-политическая позиция "Рецензента" лежит целиком в пределах консервативно-дворянской литературы, не отличаясь ни глубиной ни блеском.
С гораздо большей яркостью выступает "Л. г." (СПБ, 1830—1831, №№ 1—72, 1—37, через 5 дней, редактор А. А. Дельвиг, с № 65 — О. Сомов), издаваемая бароном Дельвиг при ближайшем участии Пушкина и кн. Вяземского. Позиции "Л. г." целиком обусловлены идеологией капитализирующихся слоев русского дворянства. "Л. г." явилась средоточием определенной лит-ой группы, так наз. "лит-ой аристократии", поборников "чистого" искусства. "Л. г." активно боролась как с реакционно буржуазной группой Булгарина — Греча, так и с прогрессивно-буржуазной критикой Полевого и Надеждина. Формалисты видят здесь столкновение "литературных аристократов" с "лит-ыми промышленниками"; в действительности же здесь столкновение классово-враждебных лагерей. "Л. г." собрала вокруг себя крупные силы: в ней участвовали — кроме перечисленных выше — Баратынский, Глинка, Гоголь (через нее вошедший в литературу), Денис Давыдов, Крылов, Козлов, А. И. и В. Ф. Одоевские, Плетнев, Погорельский, Подолинский, Станкевич, Хомяков и др. После Июльской революции 1830 усиление цензурных репрессий отозвалось в первую голову на "Л. г.": за помещение в № 61 заметки с четверостишием К. Делавиня на предполагавшийся памятник жертвам июльских дней она была закрыта. Строгость кары по отношению к консервативно настроенной газете была столь очевидна, что правительство вскоре разрешило возобновить газету при условии перемены редактора-издателя. Последним сделался О. М. Сомов, но удержать престиж газеты ему не удалось, и летом 1831 она прекратила существование. После закрытия "Л. г." Пушкин проектировал приступить к изданию собственной литературной и политической газеты "Дневник", но несмотря на открывавшиеся возможности его попытка не увенчалась успехом.
Обе другие Л. г., существовавшие в Петербурге наряду с дельвиговской, были недолговечны. Первой из них был "Колокольчик" (СПБ, 1831, №№ 1—69, дважды в неделю), издаваемый известным нам по "Рецензенту" В. Олиным вместе с В. Я. Никоновым. "Колокольчик" строился по тому же типу, что и "Рецензент", и имел не лучшие результаты: не встретив отклика, "Колокольчик" умолк через несколько месяцев. Полный титул второй газеты был следующий: "Северный Меркурий, лит-ая газета на 1832 год, составляемая из новостей, анекдотов, статей о нравах, разных лит-ых отрывков, библиографических и театральных статей и других произведений изящной словесности, в стихах и прозе, издаваемая Михаилом Бестужевым-Рюминым" (СПБ, 1830—1832, трижды в неделю; 1830, №№ 1—149; 1831, №№ 1—77; 1832, №№ 1—4). В "Северном Меркурии" принимали участие преимущественно второстепенные литераторы, как А. Булгаков, В. Бурнашов, Ф. Дьячков, Карлгоф, Ольхин, бар. Розен, Трилунный, Хвостов и др. Газета вела постоянную полемику с воейковскими "Прибавлениями", причем обе стороны не стесняли себя в выражениях.
В 1840 старое заглавие Л. г. принимают арендуемые А. А. Краевским "Прибавления к „Русскому инвалиду“". Однако новая "Л. г." (СПБ, 1840—1849; 1840 — 2 раза в неделю, ред.-издатель А. Краевский; 1841—1843, ред.-изд. Ф. А. Кони, с 1844 — изд. А. И. Иванов, ред. — Краевский, затем Н. А. Полевой, еженед. В 1846, со смертью Полевого, "Л. г." закрылась на № 7; в 1847 — возобновлена Краевским, лит-ый редактор — Вл. Р. Зотов, к к-рому в 1849 переходит и издательство газеты) ничего общего с пушкинской не имеет. "Л. г." представляет собой серенькие тетрадки, состоящие гл. обр. из переводных материалов; ее мнения не отличаются самостоятельностью, и она не играет крупной роли. Редактор Ф. Кони характеризовал ее назначение следующим образом: "Л. г. — журнал специальный, чисто лит-ый, доступный только образованнейшему кругу читающих, для которого дороги интересы лит-ры, искусств и художеств" (1834, № 50). В действительности газета никогда не поднималась выше художественных запросов и вкусов мещанской среды. Довольно бесцветная по содержанию, она составлялась различными псевдонимами и анонимами, в большинстве мелкими и начинающими журналистами; одно время в ней сотрудничали молодой Некрасов (Перепельский) и известный позже революционно-разночинский поэт М. Л. Михайлов.
Л. г. считала себя и "Молва" (М., 1857, еженед., ред. С. Шпилевский), боевой славянофильский орган, руководимый Константином Аксаковым при сотрудничестве Ознобишина, Чижова, Хомякова и др. Однако лит-ые вопросы не занимают большого места в газете, в ней преобладают материалы историч. и бытовые; из лит-ых материалов заслуживает быть отмеченным "Список русских писательниц", составленный Н. Голицыным — ценная библиографическ. работа.
Наряду со столицами Л. г. проникает и в провинцию; одесская газета выпускает приложением "Лит-ые листки" [1833—1834], в 1864 регулярно выходит "Лит-ый листок" при тифлисской газете и т. д.
В 60—90-х гг. Л. г. в русской журналистике почти отсутствует. Это объясняется, с одной стороны, количественным и качественным ростом ежедневных газет, на столбцах которых уделяется достаточно внимания вопросам литературы и критики, с другой — охватом читателя устойчивой сетью "толстых" журналов, ежемесячников и сборников, в к-рых лит-ра если не доминирует, то играет весьма существенную роль. Постоянную Л. г. не удается организовать и позже: в 1901 появляется листок "Ежедневник искусств и лит-ры" (СПБ, ред.-изд. Э. Борман), не просуществовавший и полугода; в 1907 — Л. г. "Рцы" (СПБ, 1907—1913; нерегул., №№ 1—19; ред.-изд. Ив. Ф. Романов), орган откровенного обскурантизма типа "Земщины", выходивший под лозунгом "христианизация семьи и труда", никакого отношения к лит-ре не имевший и скончавшийся за отсутствием читателей; в 1908 — "Лит-ра и жизнь" (СПБ, 1908, ежедн., изд. С. Худолей, ред. А. Корсуновский), также быстро заглохшая. В эти годы Л. г. заменяет понедельничная газета (по понедельникам, как дням послепраздничным, газеты обычно не выходили), наряду с общественно-политической тематикой дающая литературный фельетон, стихотворения, отрывки и т. п. Образцом такой газеты является "Понедельник", типичный продукт реакции, наступившей после поражения революции 1905. Бойким фельетонным зубоскальством, политической трескотней передовичек, полуприкрытой и откровенной порнографией в прозе и стихах — на все лады старается услужить "Понедельник" торжествующему буржуа. Оскар Норвежский, Петр Пильский и другие превращают критику "Понедельника" в бесплатное объявление на видном месте. Под флагом эстетизма Корней Чуковский поносил отгремевшую революцию: "революция всегда, везде и во всем вредна лит-ре". Пильский объявляет истинной революцией "бунт плоти": "Мы ищем не только освобождения масс, но и освобождения чувств и совестей… Жизнь пола, его тайны и его воля — вот что связало сейчас нас и завладело нашими думами". Буржуазная Л. г. полностью усваивает характерные черты "желтой прессы", необходимого спутника капиталистической "цивилизации".
После Октябрьской революции Л. г. появляется сначала как издание отдельных лиц и групп — "Л. г." (П., 1918, редактор Д. Андерсон), "Газета футуристов" (М., 1918, ред. Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Маяковский), "Ирида" (П., 1918, ред. А. Фомин) и др. Для большинства этих газет характерно подчеркивание своей аполитичности, беспартийности; например "Ирида", определяя свою программу, отмечает, что "не собирается быть проповедником каких-либо истин, — религиозных, философских, моральных, эстетических или иных, от к-рых она ждала бы обновления нашей жизни" (№ 1). Конечно, эти фразы не могут затушевать буржуазной природы газеты, и век ее короток. В 1922 за издание Л. г. берется Государственное изд-во. Из однодневки "Лит-ый понедельник" (М., 1922) вырастает еженедельная газ. "Московский понедельник" (М., 1922, №№ 1—15; ред. П. И. Лебедев-Полянский), переименованная затем в "Новости", с отделом телеграмм и хроники (М., 1922, по понедельникам, ред. П. И. Лебедев-Полянский); как убыточное, издание было скоро закрыто. В 1928 возникает еженедельник литературы и искусств — "Читатель и писатель" (Москва, 1928, ред. С. Ф. Васильченко, с № 36 — Я. Д. Янсон); газета не имела строгой принципиально-выдержанной линии в вопросах литературы. Желая стать "парламентом мнений", "Читатель и писатель" становился подчас рупором враждебных пролетарской литературе элементов. Газета не оказалась на уровне требований, выдвигаемых реконструктивным периодом, и, закончив первый год издания, не возобновлялась. Пробел, ощущавшийся в системе нашей прессы после закрытия "Ч и П", восполняет издаваемая с апреля 1929 Федерацией писателей "Л. г." [М., 1929, еженед., с № 25 1930 — через 5 дней; ред. С. И. Канатчиков; с № 3 (1930) — Б. Ольховый]. Во время дискуссии с Литфронтом "Л. г." разделяет позиции последнего, превращается на деле в фракционный орган, в качестве к-рого ожесточенно нападает на литературно-политическую линию РАПП. После смены редакции [с № 41 (1930) газету редактировал С. Динамов] газета изменяет направление и проводит линию РАПП. С № 58 [1931] редактирование "Л. г." перешло к А. Селивановскому.
В наше время редкая советская газета, вплоть до районной, не имеет лит-ой странички, а иногда и отдельного издания. Равным образом издаются Л. г. на местных яз. в союзных республиках, как напр. украинская "Л. г." [первоначально выходила в Киеве, в последние годы — в Харькове (см. литературу соответствующих народностей)].
За границей Л. г. имеются почти во всех крупных странах либо как приложения к газете, напр. "Books" при "New York Tribune" (Нью Иорк) или "Literary Supplement" при "Times" (Лондон), либо самостоятельно. Важнейшие из последних: "Die Literarische Welt" (Берлин), "Les nouvelles littéraires" (Париж), "L’Italisa letteraria" (Рим), "Wiadomosci literackie" (Варшава). Все они разумеется насквозь буржуазны.
Качественное, принципиальное отличие пролетарской Л. г. от аналогичных буржуазных газет чрезвычайно велико. Пролетарская Л. г. отлична от буржуазной не только по классовому генезису, но и по типу, характеру и функциям. "Буржуазные газеты, — говорил Ленин, — капиталистические предприятия, орудие наживы для богачей, информации и забавы для них, орудия обмана и одурачивания для масс трудящихся". Отсюда вытекают все характерные черты буржуазной Л. г. — крикливая сенсационность, беспринципность, продажность, сводящая ее подчас к рекламному листку, и т. д. Сплошь и рядом помещение статей о том или ином произведении искусства обусловлено не интересом, представляемым последним, а гонораром, полученным редактором за согласие напечатать статью (так например Метерлинк заплатил за хвалебную статью о своей первой книге 5 000 франков). Являясь изданием той или иной книжной или книготорговой фирмы, буржуазная Л. г. становится органом данной группы капиталистов, интересы которой проводит, лестно отзываясь о контролируемой ею продукции и отрицательно — об изданиях конкурирующих групп. Однако все буржуазные Л. г. находят общий яз., когда дело идет о пролетарской лит-ре. Она либо пренебрежительно игнорируется (особенно это сказывается в отношении к пролетарской лит-ре данной страны) либо освещается так. обр., что из нее выхолащивается ее классовое существо (особенно заметно это по отношению к советской лит-ре).
Полною противоположностью буржуазной является пролетарская Л. г. "Мы сломали орудие наживы и обмана, — говорит Ленин. — Мы начали делать из газет орудие просвещения масс и обучения их, жить и строить свое хозяйство без помещиков и капиталистов". Пролетарская Л. г. — прежде всего боевой, партийный орган, коллективный агитатор, пропагандист и организатор. В то время как буржуазная Л. г. делается ограниченным кругом литераторов-профессионалов для узкого круга читателей, пролетарская Л. г. есть не только орган для масс, но и самих масс: в ней непосредственно участвуют сотни и тысячи рабочих-ударников, рабселькоров, находящихся на фабриках, заводах, совхозах, колхозах и т. д. Пролетарская литературная газета в СССР является не информационным листком, а организатором масс на дело социалистического строительства.
Конечно пролетарские Л. г. еще очень молоды и далеко не полностью решили поставленные перед ними историей задачи. Так, в 1929—1931 московская "Л. г." безусловно отставала от темпов социалистической реконструкции страны, не оказалась на высоте положения. На этом этапе развития ей был присущ целый ряд ошибок, характеризовавших литературно-политическую линию б. рапповского руководства. Важнейшими из этих ошибок были недоучет классовой диференциации попутничества, разрешение труднейшей задачи перевода попутчиков на рельсы пролетарской идеологии явно механистическим образом (левацкий лозунг "или союзник или враг"). Освещение, даваемое "Л. г." пролетарскому литературному движению, часто было не свободно от кружковщины. После исторического постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 о перестройке литературно-художественных организаций "Л. г." признала эти свои ошибки. Редактором ее вместо А. Селивановского с мая 1932 назначен С. Динамов.
Библиография: Полевой П. Н., Листки из архива "Литературной газеты", "Исторический вестник", 1886, кн. XI; Замков Н., К истории "Литературной газеты" бар. А. А. Дельвига, "Русская старина", 1916, кн. V; Иванович Ст., Пресса модерн, сб. "Литературный распад", М., 1908, I; О Литературной газете, "На лит. посту", 1930, № 13—14.
Ср. Мезьер А. В., Словарный указатель по книговедению, Л., 1924.
И. Ипполит
Другие люди и понятия:
"ЛИТЕРАТУРНАЯ УЧЕБА" — журнал, с 1930 издаваемый Огизом в Ленинграде под редакцией М. Горького. "Л. у." ориентируется на начинающего рабочего и крестьянина, писателя, рабкора, селькора,…
"ЛІТЕРАТУРНИЙ ЯРМАРОК" — украинский художественно-литературный альманах, выходивший в Харькове с декабря 1928 по февраль 1930 (вышло 12 книжек). Руководящую роль в "Л. я." играла группа…
"ЛИТЕРАТУРНИ СКУПИНА" — лит-ая организация в Чехо-Словакии, возникшая после мировой войны и объединяющая ряд чешских современных писателей, критиков, беллетристов, поэтов (Фр. Гетц, П….