К - Л
‘Литературный распад’
"ЛИТЕРАТУРНЫЙ РАСПАД" — название двух критических сборников, сыгравших большую роль в эпоху реакции после 1905. В 1907 группа с.-д. — Л. Б. Каменев, М. В. Морозов и П. С. Юшкевич — наметила издание ряда марксистских сборников, чтобы дать отповедь литературным и философским течениям, культивировавшим упадочнические настроения интеллигенции после поражения революции. Первый сборник "Л. р." под коллективной редакцией участников, бывших налицо в Петербурге, вышел весной 1908 в изд-ве "Зерно" и вторым изданием — в товариществе "Издательское бюро". Весной 1908 были арестованы Морозов, Каменев, Юшкевич, Кедров и его помощник по изд-ву Подвойский. Вторая книжка "Л. р." вышла уже в 1909 в изд-ве "EOS". Коллективная редакция распалась, подбор статей вели В. Базаров и Ю. Стеклов.
Беспощадно резкое разоблачение политического и социального убожества тогдашних литературных кумиров произвело сильное впечатление на современников. Это была первая непримиримая отповедь могильщикам революционного движения, воспрянувшим в разгар реакции. В то время революционная соц.-дем. печать сошла с легальной арены. В беллетристике преобладала эротика, зачастую переходившая в порнографию, мистика. Философы и публицисты под заслоном революционных фраз настраивали обывателя на разоружение, в то время как царское правительство расправлялось с революционерами и рабочими при помощи тюрем, виселиц и расстрелов. Религиозные бунтари находили успокоение в мыслях о превосходстве жизни вечной над тленной земной, а меньшевики рекламировали кадетов как подлинный штаб буржуазной революции. В этой обстановке и ударил "Л. р." по героям литературной реакции.
Сборники "Л. р." бичевали отход интеллигенции от революционного движения, с к-рым она фактически или формально была связана в течение десятилетий ("Базаров и Санин. Два нигилизма" Орловского — Воровского). Луначарский развивал ту же тему на примере "самого могильного могильщика", "эмиссара смерти", гробокопателя Леонида Андреева, идеолога одетой в люмпенпролетарское тряпье мещанской реакции на революцию. В небольшой, но страстной статье Горького "О цинизме" разоблачалось наглое бесстыдство мещанской проповеди красоты, последней свободы, духовной цельности и совершенства. Главным объектом атак была декадентско-модернистская лит-ра. В статьях "Итоги русского модернизма" и "Сумерки искусства" Л. Н. Войтоловский вскрывал кастовую замкнутость декадентов, их классовый эгоизм, плохо прикрытый мнимой беспартийностью и радикализмом. В статьях Мих. Морозова "Перед лицом смерти" и "Старосветский мистик" осмеивался пышно распустившийся мистицизм, страх смерти, обостренный кровавыми расправами реакции, приведшей буржуазно-дворянских критиков (Ф. Сологуба, Вяч. Иванова, Бердяева, Мережковского и др.) к идеологии прожигания реальной жизни, что исключало творческое завоевание и устроение земного мира. Западноевропейское декадентство также подверглось анализу (статья В. М. Фриче "Основные мотивы западноевропейского модернизма").
Если первый сборник "Л. р." был проникнут заразительной бодростью борцов и каждая его статья представляла собой как бы главы единой книги о славном боевом грядущем пролетариате и о позорной немощи, фальши и лжи врагов, окрасившихся в цвета друзей, то второй сборник, вышедший в 1909, этим единством, этой боевой направленностью отличался в гораздо меньшей степени. Состав сотрудников говорит, что в "Л. р." сошлись большевики и меньшевики, люди различных философских взглядов. Отсюда целый ряд положений и установок, в корне противоречащих большевизму. Особо следует отметить махистские и богоискательские тенденции. Такова статья А. В. Луначарского о 23-м сборнике "Знание", вызвавшая резкие протесты в кругах тогдашней большевистской общественности. Недавно опубликованные протоколы расширенного совещания редакции газеты "Пролетарий" содержат безоговорочное осуждение богоискательства как течения, порывающего "с основами марксизма и приносящего по самому существу своей проповеди, а отнюдь не одной терминологией, вред революционной соц.-дем. работе по просвещению рабочих масс" ("Ленин и философская дискуссия", "Литературное наследство", 1931, кн. I, стр. 28).
Несмотря на свои философско-политические ошибки, сборники "Л. р." все же дали бой по всей линии тогдашнего фронта лит-ры и составили значительную страницу в борьбе с реакцией в литературе.
М. Морозов
Другие люди и понятия:
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФОНД — неофициальное название "Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым", учрежденного в 1859 в Петербурге. Мысль об основании этого общества в России на манер…
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК. — Термин "Л. яз." употребляется в русской лингвистической литературе в двух значениях: 1) для обозначения языка фиксируемой письменно лит-ой продукции в…
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ — наука, изучающая художественную лит-ру (см. "Литература"). Термин этот сравнительно недавнего происхождения; до него пользовалось широким употреблением понятие…