К - Л
Литовская литература
ЛИТОВСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. — Первые памятники Л. л. относятся к середине XVI в. Это исключительно религиозная лит-ра (катехизисы, религиозные песенники, переводы Библии и др.); росту ее способствовала проникающая в Литву реформация и ее борьба против католической церкви, побудившая и последнюю заняться пропагандой своего учения посредством печатного слова на литовском яз. Главными деятелями этой церковной лит-ры были со стороны реформации: Мажвидис [ум. 1564], Вилентас [1587] и Бреткунас [1602], а со стороны католической церкви: Даукша, Ширвидас [ум. 1631] и др. Деятели эти способствовали выработке лит-ого языка, составляли словари, грамматику и т. д. Светская лит-ра зарождается в середине XVIII в. (если не считать богатейшего народного творчества, куда входит и ряд произведений неизвестных авторов, сохранившихся лишь в устах народа; литовский фольклор очень богат, своеобразен и интересен). Первым представителем светской литературы является поэт Дуонелайтис. Дуонелайтис своими "Metųdalys" (Времена года) и баснями является основоположником крестьянско-кулацкой реалистической литературы крепостного периода, охватывающего также и первые десятилетия после падения крепостничества [60-е — 70-е гг. XIX в.]. Эта лит-ра основывается на устремлениях зажиточного кулачества (как крепостного, так и свободного) к благоустройству своего хозяйства при более или менее лойяльных отношениях к помещику и существующему строю вообще и строгой религиозности. Консерватизм и религиозную нравоучительность этой лит-ры углубляло еще и то, что носителем ее является исключительно духовенство — почти единственная в те времена интеллигентская группа, связанная с крестьянством. Эта литература опирается во многом на народное творчество, черпая преимущественно оттуда свои жанры и формы: стихотворение-песню, нравоучительный рассказ-сказку, изобразительные приемы и язык, характерные для народного творчества, и т. д. Другим источником жанров и форм для этой лит-ры была религиозная лит-ра: духовные стихи, библейские рассказы, поучения и т. д.. Многие произведения этой литературы стали передаваться в народе изустно. Лишь некоторые писатели теснее соприкасаются с достижениями мировой лит-ры (Дуонелайтис тяготеет к римским классикам, Баранаускас — к Ад. Мицкевичу). Кроме Дуонелайтиса представителями светской лит-ры являются католические ксендзы: Страздас [1763—1833], епископ Валанчюс [1801—1875] — автор нравоучительных повестей, Анусевичюс [1832—1907] — автор ряда бытовых стихотворений и басен; Баранаускас [1835—1902] — поэт, отражающий настроения передовой кулацкой интеллигенции, недовольной господством России (основоположник так наз. "национального романтизма"), Виеножинскас [1841—1892] — лирик, элегии которого порождены реакцией после 1863, и ряд других поэтов.
Литовское дворянство жило польской помещичьей культурой и в Л. л. себя почти не проявило. Лишь в начале XIX в. мелкое дворянство ("bajorai") провинции Жемайчяй (Жмудь) выдвинуло не особенно обширную лит-ру в духе классицизма — идиллии, исторические песни, оды, басни, лит-ые письма и эпиграммы и т. п. Наиболее значительное произведение среди них — дидактическая поэма Д. Пошки [1760—1831] под названием "Zemaičių ir Lietuvos mužikas" (Жмудский и литовский мужик), выражающая сочувствие нуждам крепостного крестьянства, — отражает настроения помещика-гуманиста. Другие представители этой литературы — Климентас [1756—1823], Валюнас [1790—1831], Станевичюс и др.
Подъем Л. л. начинается лишь к концу XIX в., когда в связи с экономич. подъемом кулачества, после падения крепостного права, создались кадры национальной интеллигенции, не только духовной, но и светской. Тормозящим фактором развития как общественно-культурной жизни, так и лит-ры было запрещение царской властью литовской печати [1864—1904]. Эта руссификаторская политика царизма способствовала развитию националистических и буржуазно-демократических настроений поднимающегося кулачества. Центральное место в лит-ре этого периода занимает лит-ра буржуазно-кулацкая, ставящая перед собой как основную проблему — развитие литовского национально-культурного движения. Основной ее герой — вырастающий в капиталиста кулак, кулацкая молодежь и кулацкий интеллигент как идеолог и руководитель движения. Л. л. этого периода шла под знаком борьбы с нелитовскими прослойками общества за экономическую и культурную самостоятельность. По своей идеологической направленности литература эта не была едина: на средние слои крестьянства и на светскую интеллигенцию опиралось либерально-демократическое ее крыло; другая часть, отражавшая интересы крупного кулачества и духовенства, была более реакционной, крайне примиренческой по отношению к господству царизма, искала сближения с помещиками и т. д. Между ними шла определенная борьба. Главнейшие жанры этой лит-ры — бытовая и сатирическая повесть с ярко выраженными националистическими тенденциями и элементами публицистики. Лишь у писателей, более близких к современности, наблюдается переход к монументальным жанрам (роману и эпопее), а также большая психологизация типов. Реалистическая, в основе своей либерально-демократическая лит-ра все же носит сильный отпечаток национального романтизма, идеализации прошлого и т. д. Эта идеалистически-романтическая струя была особенно характерна для первого литовского общественного и лит-ого органа "Aušra" (Заря, 1883—1886), позже либерально-демократическое крыло основало журн. "Varpas" (Колокол), "Ukininkas" (Хозяин), а клерикально-реакционное — "Tevynės Sargas" (Страж родины) и "Apžvalga" (Обозрение), выходившие нелегально. Виднейшими представителями первой группы являются Кудирка, поэт Вайчайтис — автор ряда патриотических стихотворений и элегий об угнетенной родине. Ко второй группе примыкают: Вайжгантас, Петарис [1850—1902], Айшбе, Пакальнишкис. К кулацкой лит-ре примыкает лит-ра определенной прослойки капитализирующегося дворянства, также примкнувшего к национальному движению. Представителями этого течения являются: Майронис, Фромас Гужутис, Шатриос Рагана и др. представители так наз. "национального романтизма". Основные черты творчества этих писателей — устремленность к прошлому, идеализация литовского средневековья времен великих князей Гедимина и Витовта, воспевание дворянского быта, глубокий консерватизм и религиозность. Вместе с тем писатели эти проповедуют сближение с "народом", приобщение помещиков к борьбе за националистические идеи поднимающегося кулачества. Еще теснее примыкают к буржуазно-кулацкой литературе писательницы-реалистки Пеледа Лаздину, Жемайте, Петкевичайте и другие, отображающие преимущественно жизнь и быт различных прослоек крестьянства, их взаимоотношения с помещиками, а также жизнь городских мещанских низов, выходцев из деревни. Идеологически они не выходят за пределы буржуазного либерализма и национализма.
Мелкобуржуазная интеллигенция, формирующаяся отчасти из рядов мелкого кулачества, в значительной своей части, не выходя из общего русла кулацкой лит-ры (национальные моменты в творчестве Мачиса-Кекштаса, Билюнаса и др.), все же внесла в литовскую литературу нечто свое: мотивы неудовлетворенности, печали, пессимизма, с одной стороны, и социального недовольства, радикализма, "социализма" — с другой. Национально-демократические мотивы в литературе этой прослойки переплетаются с мотивами мелкобуржуазного социализма, в особенности усиливаясь к революции 1905. Основной ее герой — недовольный, жалующийся, бунтующий и разочарованный интеллигент-индивидуалист, мелкобуржуазный революционер. Затрагиваются также другие прослойки "униженных и оскорбленных" — мелкое крестьянство, городские низы, а иногда и рабочие. Проза и драма насыщены мелодраматизмом; поэзия — в основном лирична. Эта литература богата также чисто агитационно-публицистическими элементами. Более видные представители ее: Кекштас [1867—1902] — близкий либеральному крылу кулацкой лит-ры; Билюнас [1879—1907] — автор ряда мелких новелл и повести "Liudna pasaka" (Печальная сказка), бывший активный деятель соц.-дем. партии и близкий рабочему классу писатель, впоследствии оставил 1913—1914) революционные темы для чисто бытовых и психологических; К. Ясюкайтис (драма "Alkani žmonės" — "Голодные люди" — и новеллы); поэт Иоварас, давший в 1905 ряд революционных стихотворений, но позже перешедший к чисто мещанским мотивам; драматург Б. Варгшас [ум. 1916], эмигрировавший в Америку и там близко соприкоснувшийся с рабочим движением, и мн. др. "Дарование" свободы литовской национальной печати ("реформы" Столыпина, Государственная дума и др.), а также подъем в 1905—1906 рабочего движения отбросили кулачество и его интеллигенцию вправо, а национальное движение превратилось в чисто культуртрегерское. Это нашло свое отражение в романе Добиласа "Bludas" (Голод) и в повести Пеледы Лаздину "Klaida" (Ошибка). Буржуазная лит-ра, продолжая в некоторой степени старые традиции, в то же время вместо национально-демократической освободительной борьбы выдвигает проблемы индивидуализма и чистого искусства.
1926) Новое лицо кулацко-интеллигентской литературы стало вырисовываться в творчестве К. Пуйды (повесть "Žemės giesmė" — "Песня земли" и др.), И. Шейнюса ("Bangos siaučia" — "Волны бушуют", "Kuprelis" — "Купрелис" и др.), Видунаса, Креве, поэтов — З. Геле [ум. 1912], Кирши, Гира, группировавшихся вокруг журн. "Vaivorykštė" (Радуга, 1913) и др. Но окончательное оформление эти тенденции получили после "объединения" Литвы на основе разгрома и беспощадного подавления зап.-европ. империализмом пролетарской революции 1918—19.
Основную массу современных литовских буржуазных писателей составляют романтико-символисты, выражающие чисто упадочнические, декадентские настроения буржуазии и буржуазной интеллигенции "независимой" Литвы, не имеющих никаких перспектив дальнейшего капиталистического развития в военно-революционный период. Основное в этой лит-ре — уход от действительности, от повседневных социальных задач в мир чистой эстетики и мистики: в средневековье, мифологию, религию, любовь, природу, чистое искусство и т. д. Доминирующие мотивы — мистика, пессимизм и скептицизм. Основным в лит-ре считается формальное совершенство и тонкость передачи переживаний. Преобладающий жанр — лирическое стихотворение, символистическая или романтическая драма, поэма, стилизованное сказание, предание, сказка и лишь изредка, как дань патриотизму, напыщенная буржуазная агитка. Психологическая новелла и бытовая драма стоят на заднем плане. Реалистические моменты встречаются лишь как пережиток прошлого в изображении старой деревни. Виднейшие представители — В. Креве, драматург Видунас, поэт и критик К. Гира, поэты Путинас, Кирша, Сруога, Вайчюнас, писатели Гербачеускас ("Dievo šypsenos" — "Улыбки бога"), Вайдилуте, своим романом "Teviškė" близкая еще предшествующей реалистической лит-ре, Пуйда (в последнее время выступившая с проповедью открытого фашизма в романе "Geležinis vilkas" — "Железный волк"), Бичунас, Чюрлионене и др. Несколько особняком стоят Густайтис и Вайткус, представляющие клерикальные слои интеллигенции. Из более молодых, выдвинувшихся 1925—1926) уже в годы независимой Литвы, нужно упомянуть Сантвараса, Инчюру и др. Органами этого направления являются "Skaitymai" (Чтение, 1920—1923), "Gairės" (Вехи, 1924), "Baras" (Полоса, 1925—1926), "Pradai ir Žigiai" (Начала и поступи, 1927—1928), "Zidinys" (Очаг, 1926—1930), "Gaisai" (Зарево, 1930) и др.
В первые годы после свержения кратковременно существовавшей советской власти и победы буржуазно-помещичьей контрреволюции из общего потока декадентской литературы выделяется группа "футуристов" и других новаторов формы, издававших журн. "Keturi vėjai" (Четыре ветра). Далекие от постановки социальных проблем, они воспевают радость жизни и представляют гедонистическую сторону психики современной литовской буржуазии: по возможности лучше использовать сегодняшний день, по возможности больше испытать наслаждений. Вся их борьба против романтического символизма выражается лишь в формально изощренных звучных лит-ых побрякушках или в нарочитой грубости. Наиболее видными из "новаторов" являются изысканный новеллист Савицкис (сб. "Sventadienių sonetai" — "Праздничные сонеты" и "Ties ankš tu sostu" — "У высокого престола"), а из группы "Keturi vėjai" новеллист П. Тарулис ("Mėlynos kelnes" — "Синие штаны"), поэты: К. Бинкис ("100 pavasarių" — "Сто весен", "Tamošius Bekepuris" — "Фома Бекепурис"), Тисляева, Шемерис, Римидис, пародист Тильвитис и другие. литовского книгоноши" (Шавли, 1925) В современной мелкобуржуазной лит-ре также можно отметить две струи. Одна — наивно-реалистическая и обывательски-сентиментальная, представляющая собой настроения и вкусы обеспеченных слоев мещанства, к-рые неидут дальше критики частных недостатков капиталистического строя. Виднейшими ее представителями являются писатели: Виенуолис, Швайстас("Šilkinė suknele" — "Шелковое платье", "Naujan gyveniman" — "В новую жизнь"), И. Грушас ("Ponia Buartuliene" — "Госпожа Бартулиене"), И. Паукштелис ("Vidurnakcių baladės" — "Баллады полночи") и другие. Другая струя, более радикальная, бунтарски настроенная, отражает неустойчивость и недовольство мелкобуржуазных слоев. Ее бунтарство в значительной мере шло по линии формальных исканий (сотрудничество с футуристами), и в основе своей являлось лишь революционной фразой, "бунтом духа" мистически настроенного мелкобуржуазн. интеллигента-индивидуалиста. Социальное недовольство проявлялось лишь постольку, поскольку это нужно было для завоевания симпатий левеющих трудящихся масс. Эта струя в Л. литературе еще крайне молода, и ее представители подвержены постоянным колебаниям. Особняком среди них стоит поэт Ластас ("Auksinės varpos" — "Золотые колосья", "Lietuvos knygnešio likimas" — "Судьба литовской книгоноши" и др.), выступивший в литературе еще до войны и тяготеющий к символизму; К. Борута ("Kryžių Lietuva" — "Литва крестов", "Namas № 13" — "Дом № 13" и др.) — наиболее характерный представитель этого течения; родственный ему Бутку Юзе ("Žemės liepsna" — "Пламя земли", "Darbas ir prakaitas" — "Труд и пот" и др.); поэт-лирик Ант. Ванцлова ("Sutemų skersgatėviųos" — "В переулках тьмы", "Beržai vetroje" — "Березы в буре") — представитель городских слоев, в последнее время приближающийся к пролетариату, и др.; из других, стремящихся подойти к рабочей жизни, можно отметить К. Жвайгждулиса (Akmenys" — "Камни"), Якубенаса ("Mieganti Žeme" — "Спящая земля"), Корсакаса и др. Политически они тяготели к эсерам и социал-демократам. Недавно [1930] это течение оформилось в группу под названием "Коллектив писателей-активистов"; их органом является журн. "Trečias Frontas" — "Третий фронт", в общем близкий к социал-фашистам. До этого оно не имело своего органа и группировалось преимущественно вокруг либерального журнала "Kultura" (Культура). В своих декларациях эта группа провозглашала принципы нового реализма как синтеза реализма с экспрессионизмом, борьбы против мещанского романтизма и утверждения в литературе "berno" (батрака) в качестве основного героя, понимая однако под этим термином не столько сельскохозяйственного рабочего, сколько вообще деревенскую молодежь. Поэтому как в своей теории, так и практике они лишь косвенно отражали своим недовольством настроения более широких трудящихся масс деревни и города. Объективная же роль этой группы сводилась — при происходящем загнивании фашистской диктатуры — к попытке удержать мелкобуржуазные массы от революционных выступлений, роль, аналогичная социал-фашизму, с которым "третьефронтовцы" находились в тесном сотрудничестве. Из последних более значительных произведений этой группы нужно отметить сборники молодых писателей и поэтов: П. Цвирки "Saulėlydis nykos valsčiuje" (Заход в Никской волости), И. Шимкуса "Pasakos iš cemento" (Сказки из цемента), Б. Райлы "Barbaras rėkia" (Варвар кричит) и др. В последние месяцы [1931] среди "третьефронтовцев" происходит внутренняя борьба, и основное, более революционное их ядро переходит на рельсы попутничества и союзничества с пролетарским движением.
Радикализм и реалистические установки "третьефронтовцев" являются в общем потоке современной буржуазной Л. л. реакцией против худосочного идеализма остальной буржуазной лит-ры, не способной идеологически воздействовать на более широкие массы. Эта худосочность буржуазной литовской литературы, ее отрыв от отображения социальных явлений Литвы, тяга к символизму, мистике и т. д. объясняются тем, что буржуазная Литва, помимо того что отображает в полной мере общий кризис капитализма, постоянно испытывает давление империалистических стран, лишена экономической и политической самостоятельности. Эта зависимость и отсутствие перспектив, а в особенности страх перед социалистической революцией, углубляют общий отрыв буржуазной литературы от действительности и выдвигают идеи внутреннего самоусовершенствования нации, ее духовного "благородства" и пр. и пр. Даже захват Вильно вызвал в литовской литературе лишь ряд патриотических агиток, лишенных внутренней убедительности (стихи Вайчюнаса, Кирши, Шемериса и других; утопический роман "Geležinis vilkas").
Пролетарская Л. л. зародилась в период подъема рабочего движения [1913—1914], выдвинув поэта Янониса. Непродолжительное существование советской власти в Литве [1919] хотя и имело своих поэтов (Вардунас, выражавший мелкобуржуазную восторженность по отношению к революции, Регратис и др.), но более значительной советской литературы — ни пролетарской, ни попутнической — создать не успело. Лишь в послереволюционные годы выделяется ряд молодых писателей и поэтов, гл. обр. среди политических эмигрантов в СССР, изображающих жизнь и борьбу литовского рабочего, батрака, борьбу за соввласть в Литве [1918—1920], коммунистическое подполье и героику советского строительства. Формально еще слабая лит-ра эта стоит на пути преодоления схематизма и агитки. Из этих писателей отметим Арт. Регратис [1894—1924], Скриблюкас, Жалионис, Жайбас, Юрайте и др.; отдельным изданием вышли стихи Регратиса и коллективные сборники "Švyturys" (Маяк) и "Kovos keliaiš" (Дорогами борьбы). Периодическими изданиями пролетарской лит-ры и критики являются журн. "Kibirkštis" (Искра, 1923—1926), в последнее время "Priekalas" (Наковальня) и др. Организационно литовские пролетарские писатели в СССР были объединены в нацсекцию при МАПП и др. В Америке среди литовских рабочих масс возникли также значительные ростки пролетарской лит-ры, находящейся однако еще под сильным мелкобуржуазным влиянием, к-рое у одних писателей изживается с общим ростом коммунистического движения, а других отбрасывает в лагерь правых оппортунистов. Тематически эта литература связана как с жизнью рабочих в Америке, так и с жизнью довоенной Литвы. Наиболее видные ее представители: Расода (пов. "Sliakeris" — "Слиакерис"), Сенас Випцас ["Raštai, I t." — "Сочин., т. I" (в последнее время катится к социал-фашистам)], Каштайтис (поэма "Išdavikas" — "Предатель"), Буолио Сунус, Иордус Арис и др. Выявляются молодые пролетарские писатели и в Литве: Джугка, Бролис и др. литературно-политического журнала "Наковальня" [1931]
Литовская лит-ая критика представлена гл. обр. самими же писателями. Среди них: Вайжгантас — с установкой на биографию и выявление национальных моментов; Якштас — представляющий клерикальную ортодоксию; Радзикаускас, Миколайтис, Кирша и др. символисты-эстеты. Из историков литературы нужно отметить М. Биржишку — автора ряда работ по истории Л. л. и по фольклору, сторонника культурно-исторического метода; того же Вайжгантаса — автора ряда биографических монографий и очерков; Ешмонта, Заянчкаускаса и др. Марксистская критика сделала первые шаги в журн. "Kibirkštis" (Искра, 1924—1926) и в ряде статей в других органах периодической печати.
Библиография: Указываются лишь сводные литературно-исторические и критические работы. Biržiška M., Musų raštu istorija, 1925; Gabrys J., Lietuvių literaturos apžvalga; Lajančkauskas V., Lietuvių literaturos vadovėlis; Gira, Lietuvių literaturos istorija; Jakštas A., Naujoji lietuvių literatura, 2 tt.; Radzikauskas, Kritikos raštai, s. a.; Vaižgantas, Raštai, t.t. XI, XII, XIII, XIV, и отд. монографии; Petrulis J., Aušros poezija; Пранскус Б., Литоўская література, "Маладняк", Минск, 1928, № 5—6; Его же, Литовская пролетарская литература, "На литературном посту", 1926, № 15—16.
Б. Пранскус
Другие люди и понятия:
ЛИТОВСКИЙ ЯЗЫК — вместе с латышским составляет так наз. балтийскую ветвь индо-европейской группы (по терминологии акад. Марра Г. Я. "прометеидской системы") яз. Третий язык этой ветви —…
ЛИТОТА [иначе литотес] — 1. Обратная гиперболе стилистическая фигура явного и намеренного преуменьшения, умаления и уничтожения, имеющая целью усиление выразительности, напр.: "Лошадь…
ЛИТФРОНТ — литературная группа, в заявлениях своих представителей именовавшая себя внутрирапповской группой, на деле же с самого начала своего существования выходившая за пределы РАПП как по…