К - Л
Ландауэр
ЛАНДАУЭР Густав [1870—1919] — немецкий мелкобуржуазный философ и писатель. В студенческие годы был социал-демократом, после падения закона против социалистов перешел с группой "молодых" в оппозицию. Исключенный Эрфуртским съездом из партии, он объединил вокруг себя независимых и стал издавать анархический орган "Социалист" [1892—1899]. Публицист, оратор и организатор маленьких рабочих и интеллигентских кружков ("Община", "Социалистический союз"), а также потребительских обществ ("Освобождение"), он сочетал борьбу против вильгельмовского государства, парламентаризма, соц.-дем. и милитаризма со страстной враждой к марксизму. Однако, когда разразилась революция, занял в 1919 при первой Баварской советской республике должность народного комиссара по просвещению. Это участие Ландауэра в советском правительстве выражало процесс приближения части мелкобуржуазной интеллигенции к пролетариату. После падения второй Баварской советской республики Ландауэр был убит белогвардейским офицером.
Мировоззрение Ландауэра характеризуется резко выраженным этическим субъективизмом. В своей политической деятельности он склоняется к анархизму прудоновско-кропоткинского пошиба. Отвергая государство вообще, он отвергает также диктатуру пролетариата, скорбит о "трагическом безумии" большевизма. Подобно Людвигу Рубинеру и Эриху Мюзаму, близко стоявшим к его кругу, он мыслит социальную революцию, исходя из идеалистически-этической точки зрения, — как акт основания "настоящего общества" независимых личностей. Путеводной звездой Л. является вера в "единственного" — в отдельный индивидуум, который должен подчиняться только "духу". Социализм Л. основан не на объективных исторических силах и научном познании, а на внутреннем чувстве совести, интуиции и энтузиазме человечества. В соответствии с этим его критические работы оценивают лит-ые произведения по их философской значимости, как символ и как призыв к созданию совершенного общества свободных людей. Так, нравственную активность ищет он в шекспировских образах. Гамлета напр. Л. признает активной натурой: она не имела возможности раскрыть себя в гнилой Дании, ее идеализм обрекает ее на гибель в стране насилия, но она еще покажет себя в "царстве духа". Эта концепция характерна для мировоззрения мелкобуржуазного немецкого интеллигента военно-революционной эпохи, не находящего себе места в капиталистическом обществе и склонного объяснять свои неудачи высокими стремлениями, высокими идеями, а не объективным положением своей социальной группировки, обреченной на гибель. Гамлет и здесь оказался удобной формой для воплощения чаяний и чувств данной общественной прослойки в данное время. Не признавая как типичный ее представитель значения классовой борьбы, Ландауэр конечно не мог найти пути к новому миру.
Л. является одним из основателей берлинского народного театра; в 1918 был драматургом дюссельдорфского театра. В 1903 издал произведения мистика Эккгарта. Вместе со своей женой, поэтессой Г. Лахманн, перевел прозаические произведения О. Уайльда.
Библиография: I. Macht und Mächte (Сб. новелл), 1903; Aufruf zum Sozialismus, 1911; Die Revolution, 1918; Rechenschaft, 1919; Shakespeare dargestellt in Vorträgen, Literarische Anstalt Rütten und Loening, Frankfurt a/Main, 1922.
II. Gustav Landauer. Gedächtnisrede von Jul. Bab, 1919; "Frankfurter Zeitung", 12/V 1919; "Das werdende Zeitalter", 1929, VIII; "Weltbühne", 1930, IV; "Weltbühne", XVII, 37—39; "Masken", Ztschr., Düsseldorf, XIV, 18—19 Heft.
Г. Гупперт
Другие люди и понятия:
ЛАНДОЙ Зиша [Žiše Landoj, 1889—] — современный американско-еврейский поэт из группы "молодых". Р. в г. Плоцке в купеческой семье. В 1906 эмигрировал в Нью Иорк. Там дебютировал в 1906 в еврейской…
ЛАНИЙ Шарлотта [1893—] — венгерская поэтесса; начала лит-ую деятельность в рядах буржуазно-радикальной лит-ой группы "Запад". Ее первые стихи (собранные к трех сборниках) представляют…
ЛАНСОН Густав [Gustave Lanson, 1857—] — видный французский литературовед, с 1903 — профессор Сорбонны и директор Высшей нормальной школы (после Брюнетьера). Свою деятельность литературоведа и историка…