К - Л
‘Куплет’
КУПЛЕТ [франц. couplet — от "couple" — "пара"] — первоначально в терминологии средневековой французской поэтики — строфа, построенная на парно рифмующихся двустишиях, позднее строфа, построенная как на парных, так и на пересекающихся рифмах (в последнем значении напр. у Пушкина), в частности — строфа, исполняемая в пении и связанная с определенным мотивом. Как элемент сценически-музыкального исполнения и как специальный жанр песенной сатиры К. получает широкое распространение не только во Франции, но и за пределами своей родины.
Французский водевильный К. возник совершенно самостоятельно из песенок, к-рым обязан водевиль (см.) самым своим названием. В XVI в. антрепренеры ярмарочных театров начали вставлять песенки в разыгрываемые пьесы; затем перешли к сочинению специальных пьес "с водевилями", т. е. с К., сначала находившимися в непосредственной связи с действием пьесы, а потом принявшими характер вставных номеров на злободневные общественные и политические темы. Если водевильные К. сочинялись в юмористическим стиле, то песенные начали принимать все более и более сатирический характер. Исполнение К. стали возлагать не на певцов, а на обыкновенных драматических актеров, уже не певших, а произносивших К. речитативом ("говорком") под аккомпанемент оркестра. К. состояли обыкновенно из нескольких строф и "рефрена" (припева), повторяемого после каждой строфы. В таком виде его культивирует и Беранже, виднейший, непревзойденный мастер французского интимного и политического куплета. В качестве лучших образцов этого сатирического жанра должны быть указаны: "Le sénateur" [1813] — в русском переводе Курочкина — "Знатный приятель", "Le Marquis de Carabas" (Маркиз де Карабас), "Le souvenir du peuple" (Народные воспоминания), "Le vieux caporal" (Старый капрал) и мн. др. К. Беранже трогательно воспевали трудовую жизнь французского мещанства, интимные радости его быта и зло бичевали как буржуазный порядок, так и в особенности чванливость и классовую ограниченность аристократической Реставрации:
"Из чужбины дальней В замок феодальный Едет — трюх-трюх-трюх — На кобылке сивой Наш маркиз спесивый, Наш отец и друг.
Машет саблей длинной, Но в крови невинной!…
Вот какой храбрец! Ой, бедовый, право! Честь тебе и слава — Ах, ты наш отец! „Слушать, поселяне, К вам, невеждам, дряни, Сам держу я речь.
Я — опора трона; Царству оборона Мой дворянский меч.
Гнев мой возгорится — И король смирится…“ Вот какой храбрец! Ой, бедовый, право! Честь тебе и слава — Ах, ты наш отец!" ("Le Marquis de Carabas" перев. Курочкина).
Русский К. сохраняет в разные периоды своей истории отпечаток господствующих в то время общественных отношений. В 30-х годах он является непременной принадлежностью русских (и переводных) водевилей. Как и можно было ожидать, в эту эпоху николаевской реакции он почти не выходил из пределов обывательщины; водевилисты заставляли актеров распевать дифирамбы попечительному начальству: "Но вдруг Трепов генерал / Сбавить цену приказал. / И попались все в тиски / Господа дровяники". "Хуже водевильных куплетов на сцене, — писал Дружинин, — может быть только водевильный куплет вне сцены, — в книге, журнале и в памяти".
60-е гг. — эпоха выступления на социальную арену радикальной разночинной интеллигенции — приносит с собой необычайный расцвет сатирического К. Переводится и приспособляется к русским нравам Беранже; особенно велика в этом отношении заслуга В. Курочкина (см.). Минаев, Курочкин, М. Л. Михайлов, Жулев и многие другие поэты пишут оригинальные куплеты на общественно-политические и литературные темы. Примыкает к этой фаланге и Некрасов: его "Нравственный человек" [1846], "Муж и жена", "Над чем мы смеемся", "Еще тройка", "Пропала книга", "Осторожность" — представляют собой характерные образцы русского сатирического куплета, особенно популяризировавшегося "Искрой".
С наступлением реакции в начале 70-х гг., с разгромом революционно-демократического движения водевильный К. вновь выдвигается у нас в качестве вставного номера оперетты. При полупорнографическом характере, к-рый свойственен был вначале оперетте, инкорпорированный в нее куплет теряет свою сатирическую окраску и концентрируется вокруг обывательских и эротических тем. Щедрин рассказывает в "Господах Головлевых" [1871], "с какой неподражаемой наивностью Любинька своим маленьким голоском заявляла о желании быть подполковником".
Эпоха военного коммунизма принесла с собой новый, к сожалению кратковременный, расцвет сатирического куплета (например у Демьяна Бедного — "Манифест Юденича", "Танька-Ванька", "Генерал Шкура" и многие другие, а также боевые и сатирические куплеты В. Князева, как например "Екатеринбург", "Сын коммунара", "Песня коммуны" и т. д.).
"Л. Э."
Другие люди и понятия:
КУПРИН Александр Иванович [1870—] — русский писатель. Р. в семье чиновника в уездном городе Пензенской губ. Шести лет был помещен в закрытый пансион с суровой дисциплиной, а затем — во 2-й…
КУРАТОВ Иван Алексеевич [1839—1877] — первый и самый крупный коми поэт дореволюционного периода. Р. в семье дьякона. Высшее образование получил в Казани, где изучал восточные яз. В последние годы…
КУРГИНЯН Шушаник [1876—1927] — армянская поэтесса. Выступила на лит-ое поприще в период русской революции 1905; сборник ее стихов "Трезвон свободы" [1907] нашел должную положительную оценку со…