К - Л
Лауэлл
ЛАУЭЛЛ Эми [Amy Lowell, 1874—1926] — американская поэтесса и критик. Творчество Л. выражает агрессивные настроения американской крупной буржуазии. Рожденная в состоятельной интеллигентской семье, прочно связанной с Гарвардским университетом, Л. в 30 лет решает стать поэтом. Ее поэзия деланна, искусственна, и эта искусственность и надуманность возводятся в эстетический принцип — вызов традиционному (особенно в американской мелкобуржуазной лит-ре) представлению о поэтической "боговдохновенности". "Поэт должен с таким же прилежанием и заботой учиться своему ремеслу, как и столяр-краснодеревщик". В этой декларативной формуле (из предисл. ко 2-й книге стихов) характерно точное обозначение ремесла. Формула подкрепляется заявлением:
"Мы не школа живописцев, но мы считаем, что поэзия должна точно передавать подробности, а не укрываться в неопределенные обобщения, как бы ни были они звучны и торжественны".
Борьба за конкретность выражения была внешней формой борьбы за конкретное воздействие поэзии. Очень характерна широта захвата, "всемирность" тематических поисков и симпатий Л. Наряду с изысканной отвлеченностью П. Фора, условностью французских символистов — особенно заметно влияние Лафорга и Маллармэ, — вещной статикой парнасцев Л. увлекается живописностью китайской любовной лирики (книга переводов, совместно с Ф. Эйскоф, "Таблички из цветов пихты", 1921) и пишет большие повествовательные поэмы. Весь путь Л. — путь принципиальной борьбы за лит-ые методы и формы, в круг к-рой включается и создание новых стиховых приемов и создание хищнической любовной лирики. Дебютировала Л. книгой стихов в строгих формах ("Купол многоцветного стекла", 1912). Уже в следующем году она совместно с Флетчером и Х. Д. (Хильда Дулитль) становится во главе крайне левого течения в области формы — имажизма ("Клинок и семена мака", 1914). Затем следует книга "Шесть французских поэтов" [1915] — полемическое обоснование учобы у французского символизма, сборник урбанистических стихов "Мужчины, женщины и призраки" [1916], полемические "Тенденции современной американской поэзии" [1917], сборник повествовательных поэм "Замок Кан Грандэ" [1918] и др. Нужно отметить напряженный интерес Л. именно в годы империалистической войны к Дальнему Востоку: едва ли не лучшая поэма Л., впоследствии включенная в сборник "Замок Кан Грандэ", — "Пушки вместо ключей — и распахиваются великие ворота" — посвящена морскому походу коммодора Перри, к-рый пушечными выстрелами "открыл двери" для торговли Соединенных Штатов в Японии.
Библиография: I. Стихи Эми Лауэлл в укр. перев. Кулик Ів., Антология американської поезії, Харків, 1928; Tendencies in modern American poetry, 1921; John Keats, 2 vv., 1925; Selected poems, ed. by J. L. Lowes, 1928; Poetry and Poets, Boston, 1930.
II. Синклер Э., Деньги пишут, Гиз, М. — Л., 1928; Bryher W., Amy Lowell, a critical Appreciation, 1918; Ayscough F., Amy Lowell and the Far East, "The Bookman", 1926, III; Isoré P., L’originalité d’Amy Lowell, "Revue Anglo-Américaine", 1929, IV.
III. Boynton P. H., Some Contemporary Americans, Chicago University Press, s. a.
Т. Л.
Другие люди и понятия:
ЛАФАЙЕТ Мария Мадлена [Marie Madeleine de La Fayette, 1634—1693] — франц. писательница, автор романов и мемуаров. В произведениях Л. отразилась идеология французской поместной знати, связанной с двором…
ЛАФАРГ Поль [1842—1911] — теоретик и практик марксизма, один из основателей и вождей французской социалистической партии. Р. в Сант-Яго на о-ве Куба. По окончании средней школы в Бордо поступил на…
ЛАФОНТЕН Август [August Lafontaine, 1758—1831] — немецкий писатель-сентименталист, родоначальник буржуазного "семейного" романа. Сын художника, из семьи французских эмигрантов. Литературную карьеру…