Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Л - М

К оглавлению

Максимов

МаксимовМАКСИМОВ Сергей Васильевич [1831—1901] — беллетрист-этнограф. Р. в Костромской губ. в семье почтмейстера. Учился в Московском университете и Медико-хирургической академии в Петербурге. В Москве М. сблизился с кружком молодой редакции "Москвитянина" во главе с Островским, А. Григорьевым, Т. Филипповым. Лит-ую деятельность начал в 50-х гг. статьями для "Справочного энц. словаря" М. Даля и этнографическими очерками из быта мещан и крестьян в "Библиотеке для чтения". В 1855 М. совершил литературно-этнографическую экскурсию пешком по Владимирской, Нижегородской и Вятской губ.; рассказы из "народного быта", явившиеся результатом этой экскурсии, составили книгу "Лесная глушь" (СПБ, 1871, два тома). В этих рассказах, выдержанных в духе популярных в 40—50-х гг. "физиологических очерков", описаны крестьянские посиделки, нижегородская ярмарка, извозчики, слепцы, сергач (вожак медведя), булыня (скупщик льна), маляр, колдун, сотский, питерщик, пастух и т. д. Этнографо-географическая экспедиция к Белому морю дала книгу "Год на севере" (СПБ, 1859, издание 4-е, М., 1890). В результате экспедиции в Амурскую область появилась книга "На Востоке, поездка на Амур в 1860—1861 гг., дорожные заметки и воспоминания" (СПБ, 1864, издание 2-е, СПБ, 1871). В Сибири Максимов получил задание произвести осмотр тюрем и быта ссыльных; книга на эту тему была издана в пятистах экземплярах ("секретно") под названием "Тюрьма и ссыльные" (СПБ, 1862, в дополненном виде вышла под заглавием "Сибирь и каторга", 1871). В 1862—1863 М. совершил поездку на юго-восток, на берега Каспийского моря и на Урал. Особенно большое внимание было на этот раз уделено М. местному старообрядчеству и сектантству ("Иргизские старцы", "Духоборы", "Молокане" и т. д.). В 1865 Максимов принял участие в редактировании и составлении книжек для народа, издававшихся книгоиздательством "Общественная польза", а также комиссиями по устройству народных чтений в Соляном городке; М. составил 18 книжек по описанию различных краев в России. Довольно большой известностью пользуется книга М. "Бродячая русь Христа ради" (СПБ, 1877), в которой дано яркое описание различного странствующего люда. Не менее известна общеобразовательная книжка М., знакомящая с земледельческим хозяйством страны и торговлей, "Куль хлеба и его похождения" (СПБ, 1871, изд. 4-е, 1890). Наконец до сих пор представляет немалый интерес книжка М. "Крылатые слова" (СПБ, 1890), содержащая объяснения многих ходячих метких слов и выражений. Уже после смерти М. вышел большой том его этнографического сочинения "Нечистая, неведомая и крестная сила" (СПБ, 1903), представляющая собою описание народных верований на основании собственных наблюдений Максимова и материалов, собранных по поручению князя Тенишева сотрудниками последнего. Если очерки и записки Максимова уже не представляют большого художественного интереса, то в отношении историко-бытовом и этнографическом они продолжают оставаться весьма значительными. Творчество М. выражает идеологию зажиточных прослоек русской буржуазии 50—70-х гг. и в этом смысле примыкает к тому почвенническому направлению, виднейшими деятелями которого были Островский, Потехин, Лесков, Мельников-Печерский, а главным идеологом — Аполлон Григорьев. Для М. характерны все основные тенденции этого движения — нескрываемое отрицательное отношение к дворянству, сочувствие патриархальным, нетронутым реформою прослойкам буржуазии и зажиточного крестьянства, своеобразная проповедь "народности", сказывающаяся в идеализации "народа", "бродячей Руси", связанной с реакционно-патриархальными слоями деревни, нищих, погорельцев, калик перехожих, богомольцев, живой интерес к обрядовому быту этой социальной среды, ее нравам, пословицам и поговоркам, метким "ходячим словам" и прочему устному творчеству. В произведениях М. почти отсутствует та казенно-официальная чиновничья идеология, к-рая была так характерна напр. для Мельникова-Печерского; М. представляет повидимому те группы консервативной буржуазии, к-рые меньше были связаны с правящими бюрократич. сферами. В этом плане М. скорее приближается к Лескову.

 Библиография:  I. Собр. сочин., 20 тт., изд. "Просвещение", СПБ, 1908—1913 (с очерком его жизни и лит-ой деятельности, составл. П. В. Быковым при т. I, и полным списком работ Максимова, составл. А. Г. Фоминым при т. XX; в собр. сочин. не вошли его лит-ые статьи, воспоминания и др.).
II. Пыпин А. Н., История русской этнографии, т. II, СПБ, 1891, стр. 56—60, 70—73. Некрологи его: "Исторический вестник", 1901, VII, и "Русская мысль", 1901, VI.
III. Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917.
Ю. С.

Другие люди и понятия:

Максимович

МаксимовичМАКСИМОВИЧ Михаил Александрович [1804—1873] — этнограф-историк. Р. в Полтавской губ. Учился в Московском университете, сначала на филологическом, потом на физико-математическом факультете…. Полная информация

Максимов-Кошкинский

Максимов-КошкинскийМАКСИМОВ-КОШКИНСКИЙ И. С. — чувашский писатель-драматург, организатор чувашского театра и Чувашкино. Творчество этого разностороннего и талантливого представителя чувашской литературы… Полная информация

Максуд

МаксудМАКСУД Махмут [1900—] — современный татарский пролетарский писатель. Р. в деревне в семье сельского муллы (священника). Первоначальное образование получил в мусульманской религиозной школе… Полная информация