Л - М
Малерб
МАЛЕРБ Франсуа [François de Malherbe, 1555—1628] — известный французский поэт XVII в., один из основоположников классицизма. Родом из аристократической семьи. Много путешествовал в качестве секретаря с герцогом Ангулемским. По смерти своего покровителя бедствовал, затем, приехав в Париж, стал известен королю Генриху IV как искусный стихотворец и сделался его придворным поэтом.
В своем творчестве М. полностью усваивает идеологию той прослойки господствующего класса, верным слугой которой он является — помещичьей аристократии, организованной в абсолютную монархию и блокирующейся с верхним торгово-патрицианским и служило-патрицианским слоем буржуазии. Проводя эту идеологию, Малерб восхваляет королевскую власть, борющуюся с центробежными тенденциями некоторых феодальных группировок. Стихи М. большей частью — выражение верноподданнических чувств; любимый его жанр — стансы или ода, написанная на исторические или актуально-политические темы.
М. пишет "на случай", для могущественных покровителей или высокопоставленных друзей. Его поэма "Слезы св. Петра" [1586], его знаменитые "Стансы", наконец его перифразы псалмов — все эти произведения являются перепевами ходовых ортодоксально-христианских тем о тленности и бренности земного существования и земного величия.
В одах, посвященных королям и походам, Малерб выступает прежде всего как "верноподданный", видящий в абсолютной монархии залог мира и процветания страны. Так, в стихах, посвященных Генриху IV по поводу Седанского похода ("Au roi Henri le Grand sur le succès du voyage de Sedan"), или в оде, посвященной Лиможскому походу ("Au roi Henri le Grand allant en Limousin"), Малерб восклицает: "Ужас перед его именем сделает могущественными наши города, больше не надо охранять ни стен, ни дверей, и железо теперь обратится в плуг". В борьбе между абсолютной монархией и пережитками ранних периодов феодализма Малерб решительно становится на сторону первой.
Как теоретик (теоретические воззрения М. изложены в его комментариях — "Le commentaire sur des portes") M. выступает апологетом и поборником классицизма. М. считает необходимой серьезную работу над формой, он требует от поэтов точного знания слов и выражений и правильной расстановки их в поэтической речи. Его задача — в первую очередь очистить французскую речь от гасконских примесей, итальянизмов, грецизмов, германизмов, унаследованных от "Плеяды". М. запрещает неточные, бедные механические рифмы; запрещает рифмовать имена собственные, слова одного корня, но составные, как "mettre" и "remettre" и пр. и пр. М. преследует неблагозвучие, перенос слова с одной строки в другую (enjambement), он требует логической ясности, разумной гармонии. Его указания изменяют не только стихотворную речь, но и прозу. Стабилизуя лит-ый яз. — классовый яз. французской аристократии, М. требует его насыщения живой разговорной речью, призывая к подражанию "крючникам" на мосту. Поэтому Буало справедливо считает М. основоположником классицизма (см. "Art poétique", I). Правилам классицизма, выраженным М., была обеспечена поддержка в салонах и в Академии. Его значение в том, что он оформил тенденции классицизма.
Библиография: I. Œuvres, 1630—1664; Œuvres, 5 volumes, Édition des grands écrivains de la France, par L. Lalanne et Ad. Regnier, 1862—1869.
II. Brunot F., La réforme de Malherbe d’après les commentaires sur Desportes, 1891; Brunetière, La réforme de Malherbe et l’évolution des genres, 1892; Broglie J. V. A., Malherbe, 1897; Becknam, Étude sur la langue et la versification de Malherbe, s. a.
В. Дружкина
Другие люди и понятия:
МАЛИЕВ Георгий — современный осетинский поэт. Первые его стихи относятся к 1913. В 1922 состоял в над.-дем. литорганизации "Малусаг" (печатался в ее сб. "Малусаг"). Ранние стихи М….
МАЛЛАРМЕ Стефан [Stéphan Mallarmé, 1842—1898] — французский поэт, примыкал вначале к парнасцам (печатался в сб. "Современный Парнас"), позднее стал одним из вождей символистов. Вместо…
МАЛО Гектор [Hector Malot, 1830—1907] — французский романист. Р. в семье нотариуса, учился в Руане, затем в Париже. Начал лит-ую деятельность журнальными очерками и заметками. В 1859 появился его первый…