Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Л - М

К оглавлению

Мандзони

МандзониМАНДЗОНИ (Манцони) Алессандро [Alessandro Manzoni, 1775—1863] — итальянский писатель. Родился в знатной семье в Милане. Представитель той части итальянской буржуазии, которая, будучи напугана революционными потрясениями конца XVIII и начала XIX веков, мечтала о том, чтобы спокойно пожинать плоды французской революции и наполеоновских завоеваний и довольствовалась христианской концепцией нравственного усовершенствования общества.
В первой поэме М. "Торжество свободы" [1801—1802] еще выступают аллегорические фигуры французской революции. Идиллия "Адда" [1803] посвящена памяти Парини, борца с тиранией. В отрывке "Урания" под маской мифологических образов сквозят уже христианские идеи всепрощения, милосердия, сострадания ко всем страждущим. Настроением отрешенности от жизни проникнута ода "На смерть Карло Имбонато" [1806]: довольство малым выставляется как принцип общественного поведения. Однако наибольшей выразительности достигает его религиозная настроенность в "Священных гимнах" (Jini Sacri, созданных между 1812 и 1822), посвященных отдельным церковным праздникам (рождество, страсти господни, воскресение, похвала богоматери, троица). "Возникшие в дни реставрации, эти религиозные песни отражают характерное для эпохи торжество церковного начала" (Фриче). Религия выступает в них как начало примирения с действительностью, Христос — бог обездоленных. В этих песнях, по удачному выражению де Санктиса, евангелизирована знаменитая триада Великой французской революции, — свобода, равенство и братство, — революционная фраза третьего сословия переведена на смиренный и кроткий язык верующего буржуа эпохи Реставрации. Религиозным настроением окрашены также и те стихотворения М., к-рые в этот период посвящены отдельным эпизодам борьбы за освобождение и объединение Италии. В "Риминийском воззвании" (Il proclama di Rimini, 1814), написанном в связи с обращением Мюрата к итальянцам, поэт возлагает свои надежды на вмешательство божественной силы, которая одна только может собрать "разбросанные по земле прутья итальянской судьбы". Тот же мотив разработан и в "Марте 1821" (Marzo 1821). В оде на смерть Наполеона (Il cinsue Massio) религиозное настроение кристаллизуется в концепцию мировой истории. Личность, как бы она ни была могущественна, не что иное, как тень творца, орудие в его руках. История представляет собой обнаружение божественной воли, людям остается только изумляться непостижимому, тому великому чуду, которое представлял собой Наполеон. Ода эта имела огромный успех в среде либерально настроенной интеллигенции и была переведена на немецкий яз. самим Гёте.
(Милан, 1840) К тому же периоду относятся и драматические произведения М., первые опыты итальянской романтической драмы: "Граф Карманьола" (Il conte di Carmagnola, 1820) и "Адельгиз" (Adelchi, 1822). Представляя собой результат кропотливых исторических изысканий, обе драмы трактуют эпизоды далекого прошлого Италии и воплощают ту же идею христианской резиньяции. Трагическая гибель в драмах Мандзони религиозно обусловлена: воля человека не может преодолеть превратности судьбы; только искреннее религиозное сознание способно примирить человека с действительностью, как бы она ни была неприглядна.
Над самым крупным своим произведением — романом "Обрученные" — М. начал работать с 1821 и опубликовал первое издание его (I promessi sposi) в трех томах в 1825—1827. "„Обрученные“ — один из лучших исторических романов не только итальянской, но и мировой литературы" (Фриче). M. дана здесь яркая картина быта и нравов Италии XVII в., разложения феодальных порядков.
Герои "Обрученных", крестьяне Ренцо и Лючия, лишены всякой активности, это — люди робкие и благочестивые, находящиеся под могущественной защитой церкви, единственного устойчивого института в этом царстве самоуправства, насилия и грабежа. "В душе крестьянина-ткача Ренцо, — пишет Фриче, — правда, то и дело вспыхивает возмущение угнетенного сына народа. Но стоит только падре Кристофоро напомнить ему, что единственным судьей является бог, как весь его революционный пыл испаряется, и он готов по-христиански простить своего обидчика". Кардинал Борромео, представитель церкви, является центральной фигурой романа: это ему, как благодетельной и наставляющей силе, дано связывать и развязывать судьбы людей. Значение романа "Обрученные" В. М. Фриче определяет следующим образом: "Порвав в жизни с тем классом, к которому он принадлежал по рождению, Мандзони изобразил в своем романе феодалов XVII века или жестокими самоуправцами или смешными маниаками, а покоившийся на них общественный строй — царством насилия и грабежа, анархии и распада. Хороня старый аристократический мир, роман Мандзони был в этом отношении как бы прелюдией нового нарождавшегося в Италии буржуазно-демократического общества".

 Библиография:  I. Граф Карманьола, перев. в стихах Н. Соколова, СПБ, 1888; Обрученные, сокращ. перев. Е. Некрасовой, СПБ, 1899; Opere, 1837; Opere complete, ed. U. Hoepli, Milano, 1905; Carteggio di A. Manzoni, a cura di G. Sforza e G. Gallavresi, parte I, 1912; parte II, 1921; Manzoni intimo, 3 vv., Milano, 1923; Tutte le opere, a cura di G. Lesca, 2 ed., Barbera, Firenze, 1927.
II. Ватсон М., Алессандро Мандзони, СПБ, 1902; Петров Д., А. Мандцони и романтизм в Италии, "История западной литературы, под ред. Ф. Батюшкова", т. III, M., 1914; Фриче В., Литература эпохи объединения Италии (1786—1870), М., 1916; Его же, Очерки развития западной литературы, М., 1931 (см. приложение); Оветт А., Итальянская литература, М., 1922; Arcari F., Manzoni, Milano, 1823; Momigliano A., A. Manzoni: la vita, Messina, 1905; Scrocca A., Studi sul Monti e sul Manzoni, 1905; Momigliano A., A. Manzoni, Messina, 1905; Galli G., Manzoni e Chateaubriand, 1907; Ovidio F., Nuovi studi Manzoniani, Milano, 1908; Pellizari A., Studi Manzoniani, Napoli, 1914; Garzia R., Note Manzoniane, Bologna, 1918; Busetto N., Le genesi e la formazione dei "Promessi sposi", Bologna, 1921; Sanctis F., de, Manzoni, studi e lezioni, 1922; Croce В., Poesia e non poesia, Bari, 1923; Calletti A., A. Manzoni, il pensatore e il poeta, 2 vv., 1927; Tonelli L., Manzoni, 1928; Momigliano A., Alessandro Manzoni, 1929.
III. Bellezza Р., Intorno alle versioni inglesi, tedesche e russe dei "Promessi sposi", "Rassegna Nationale", 1902, X; Его же, Curiosità Manzoniane, 1923; Rubertis A., de, Documenti Manzoniani, 1926.
В. Узин

Другие люди и понятия:

Мани

МаниМАНИ Лейб [1883—] (Mani Leib — псевдоним Мани Лейб Брагинского) — современный еврейский поэт, один из наиболее видных представителей американской группы "молодых". Р. в купеческой семье в г…. Полная информация

Манифесты

МанифестыМАНИФЕСТЫ — заявления писателей о характере и задачах своего творчества, а также литературы и искусства в целом. В лит-ых М. в декларативной форме выражается идеология писателя и основы его… Полная информация

Манн Г.

Манн Г.МАНН Генрих [1871—] — современный немецкий писатель, сын богатого купца, сенатора, из старинной любекской патрицианской семьи. Представитель сходящей со сцены при господстве монополистического… Полная информация