Л - М
Мариенгоф
МАРИЕНГОФ Анатолий Борисович [1897—] — поэт. Род. в дворянской семье. Принадлежал к группе "имажинистов" (см. "Имажинизм"). Печатается с 1918. Творчество Мариенгофа — один из продуктов распада буржуазного искусства после победы пролетарской революции. В первых своих стихах М. еще "прославляет" революцию как хаотическую стихию, представляющую простор для проявлений удальства и разгула. Одновременно у М. выступает на первый план и типичный эгоцентризм буржуазного эпигона, выражающийся во всевозможных "широких" фрондерских по адресу пролетарской революции жестах. Все это сочетается у Мариенгофа с подчеркнутым эпатированием читателя, с порнографической окраской ряда образов, вообще — с характернейшей цинической опустошенностью потерпевшей полный крах социальной группы. Мотив города, неоднократно варьируемый в поэтическом творчестве Мариенгофа, развертывается с болезненным надрывом. "Город, любовью к тебе гнию, свое ненавидя зачатье"; окна этого города "харкают желтой кровью". Поэт видит в нем лишь тюрьму для своего обостренного, неврастеничного индивидуализма. Социально-идейная направленность Мариенгофа крайне ограничена. На нем сказались принципы имажинистской школы, берущей за основу фетишизированный образ, понятый крайне формалистично и узко, только как метафора ("Голубые щеки далей", "Из сердца бьют фонтаны седины"). После непродолжительного кокетничанья с революцией М. быстро к ней остывает. Сборник "Новый Мариенгоф" [1922—1926] носит уже отпечаток крайнего пессимизма и обреченности. Для этого сборника особенно характерны плоское славянофильство (мотив "Руси") и культ упадочного эротически-кабацкого самозабвения. Кроме стихов М. выпустил автобиографический "Роман без вранья", посвященный главным образом интимным сторонам жизни Есенина и своей собственной. Эгоцентрическая развязность, самовлюбленность, склонность к дешевой сенсации делают эту книгу одновременно и бульварно-мещанским "чтивом" и демонстрацией опустившегося буржуа против нового уклада жизни, создаваемого революцией.
Библиография: I. Витрина сердца, Стихи, издание "Стожары", Пенза, 1918; Магдалина, изд. 2-е, М., 1919; Кондитерская солнц, Поэма, М., 1919; Буян-остров, М., 1920; Руки галстуком, М., 1920; Стихами чванствую, М., 1920; Тучелет, М., 1921; Развратничаю с вдохновением, М., 1921; Разочарование, Поэма, М., 1921; Заговор дураков, Трагедия, М., 1922 (все в изд. "Имажинисты"); Двуногие, Ироническая трагедия, изд. автора, М., 1925; Роман без вранья, изд. "Прибой", Л., 1927 (неск. изд.); Стихи и поэмы, 1922—1926 (на обложке — "Новый Мариенгоф").
II. Абрамов Арс., Воплощение (Есенин, Мариенгоф), М., 1921; Григорьев С., Пророки и предтечи последнего завета. Имажинисты, М., 1921; Львов-Рогачевский В, Л. Имажинизм и его образоносцы, М., 1921; Шершеневич В., Кому я жму руку, М., 1921; Устинов Г., Имажинисты, "Литературная неделя", 1922, № 4; Шапирштейн-Лерс Я., Общественный смысл русского литературного футуризма, М., 1922.
III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, Гиз, М. — Л., 1928.
Ан. Тарасенков
Другие люди и понятия:
МАРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — так же молода, как и советская автономная Маробласть. Именно Октябрьской революции обязана она своим развитием, если не самим возникновением. Дореволюционная…
МАРИЙСКИЙ ЯЗЫК — один из финно-угорских яз. Принадлежит к финской группе этих яз. (наряду с прибалтийско-финскими, лопарским, мордовским, удмуртским и коми яз.). Распространен в Марийской авт….
МАРИНЕТТИ Филиппо Томазо [Pilippo Tommaso Marinetti, 1876—] — итальянский писатель, глава и организатор футуристов. Сын миллионера. Основал ряд футуристических журналов ("Lacerba", "Poesia") и…