Л - М
Маркевич
МАРКЕВИЧ Болеслав Михайлович [1822—1884] — писатель. Учился в Одесском лицее, служил в министерстве государственных имуществ, финансов и др. Дослужившись до значительных чинов, был внезапно уличен в крупной взятке и уволен со службы. В лит-ре дебютировал в конце 60-х гг. малозначительными очерками "Типы прошлого". Наиболее крупные произведения М. — "Марина из Алого рога" [1878] и трилогия "Четверть века назад" [1878], "Перелом" [1880] и "Бездна" [1883] (незакончена). Эти романы были напечатаны в "Русском вестнике".
Творчество М. выражает идеологию наиболее реакционной группы русских помещиков, которая протестовала даже против реформ 60-х гг., противоречивших ее экономическим интересам, и перешла в политическую контратаку с началом экономического застоя 80-х гг. (уступкой требованиям этой группы помещиков являлись такие мероприятия правительства Александра III, как создание дворянского банка и института земских начальников). М. презирает общество, возникшее в результате "великих реформ", — "нажившегося кабатчика, жида-концессионера, адвоката, газетчика, профессора из „прогрессистов“, чиновника-либерала" и пр. Он злобно издевается над либерализмом людей сороковых годов, уготовившим дорогу нынешнему повсеместному воцарению разночинца (шаржированная фигура отца-Овцына, "русского Ламартина"). Он ненавидит революционную демократию 60-х годов, изображая ее представителей самыми отталкивающими чертами (нигилисты — Левиафанов в "Марине из Алого рога", Иринарх Овцын в "Переломе", террорист "Волк" в "Бездне" — в последнем М. пытался изобразить Желябова). Трилогия, по мысли М., должна была изобразить процесс распада русского общества: относительную его крепость в "Четверть века назад", тщетную борьбу с воспрянувшими революционными силами в "Переломе" (эпоха проведения крестьянской реформы) и полный маразм распада в "Бездне". М. винит во всем происходящем либеральничающую бюрократию, "заигрывающую" с революционным движением и идущую "на поводу" у нигилистов (отталкивающие образы либеральных губернатора, губернского прокурора и даже государственного секретаря!). Идеалом Маркевича является "дворянское служилое сословие", — с одной стороны, землевладельческое — с другой, тесно связанное с верхом и с низом: с властью — службой, с землепашцем — общими им интересами "почвы". Таковы любимейшие герои М. — Чемисаров ("Типы прошлого"), граф Завалевский ("Марина из Алого рога") и особенно Троекуров ("Перелом", "Бездна") — феодализированный Печорин, изображенный последним могиканом славного дворянского прошлого.
Вся идеологическая концепция М. представляла собой полное извращение действительности, — обвинять русское самодержавие второй половины 70-х гг. в либерализме было не меньшим издевательством над истиной, чем игнорировать те беспощадные расправы, которые абсолютизм систематически учинял над авангардом революционной демократии. Художественная ценность произведений М. невысока: этот оголтелый черносотенец не мог не лгать в своих произведениях. Ему свойственно вульгарно-прямолинейное деление образов на "светлые" и "темные", склонность к штампованным категориям персонажей (противопоставление "демонической" княжны Киры, чуть было не сделавшейся нигилисткой, "ангелу во плоти", Сашеньке, любовные описания феодально-аристократического быта, идиллических отношений строгого, но справедливого "барина" с послушным и патриархальным народом). Язык М. характеризуется галлицизмами, неправильными оборотами речи, манерностью (каждая глава огромной трилогии снабжена двумя эпиграфами), выспренними метафорами и пр.
Библиография: I. Полное собрание сочинений, 11 тт., СПБ, 1885; То же, издание 2-е, М., 1911; Письма к гр. А. К. Толстому и П. К. Щебальскому и др., СПБ, 1888.
II. Михайловский Н. К., О крокодиловых слезах, "Северный вестник", 1886, кн. X, и в Собр. сочин., т. VI; Арсеньев К. К., Роман — орудие регресса, Критические этюды по русской литературе, том II, СПБ, 1888; Его же, За кулисами ретроградного романа, "Вестник Европы", 1888, кн. X; Цейтлин А. Г., Сюжетика антинигилистическ. романа, "Литература и марксизм", 1929, книга II.
III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX включительно, часть 2, СПБ, 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917; Владиславлев И. В., Русские писатели, издание 4-е, Гиз, Ленинград, 1924.
А. Ц.
Другие люди и понятия:
МАРКИШ Перец [Perez Markiš, 1895—] — современный еврейский поэт и драматург. Р. на Волыни. Уже первым сб. стихов "Schwelen" (Ступени, Киев, 1918) М. привлек к себе особое внимание еврейской критики и…
МАРКОВ Евгений Львович [1835—1903] — беллетрист, критик и публицист, отец известного черносотенного депутата III Государственной думы — Маркова 2-го. Родился в Курской губернии в старинной…
МАРКОВИЧ Светозар [Svétozar Marković, 1846—1875] — сербский публицист и политический деятель, оказавший значительное влияние на развитие сербской лит-ры. Р. в Ягодине, учился в Белграде, Петербурге,…