Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Л - М

К оглавлению

Мармонтель

МармонтельМАРМОНТЕЛЬ Жан Франсуа [Jean François Marmontel, 1723—1799] — французский писатель эпохи Просвещения, участник "Энциклопедии", поместил в ней ряд статей по лит-ре, собранных позднее в книге "Elements de littérature" (Основные элементы литературы, 1787). Выходец из мелкой мещанской среды, М. — типичный представитель тех умеренных слоев буржуазии, к-рые хотя и склонны были поддерживать борьбу со "старым порядком", но вовсе не желали коренной ломки существующего строя. Этим и объясняется то, что в 1792 М. покинул революционную столицу, а позже выступил в защиту эмигрантов. М. как художник проявил себя в разных жанрах, но, по мнению писавших о нем, он не дал ничего значительного ни в одной области художественного творчества. Основным достоинством лучших произведений М. является их язык, чистоту к-рого однако нередко портит стремление к изысканности. Трагедии М. крайне напыщенны и растянуты; они знаменуют упадок классического трагедийного жанра. Из произведений его особым успехом пользовались "Моралистические рассказы" (Contes moraux, 1765), романы "Bélisaire" и "Incas" [1777], "Mémoires d’un père pour servir à l’instruction de ses enfants" (Мемуары отца в поучение детям). Они отличаются типичным для данной переходной эпохи сочетанием сентиментальности и сентенциозности с эротической развязностью. Роман "Bélisaire" (переведенный на русский язык по предложению Екатерины II) особенно характерен для умеренного просветительства с его призывом к веротерпимости, за что автор подвергся нападкам со стороны духовенства. Проблеме веротерпимости посвящен также роман "Incas", предвещающий своими экзотическими мотивами Бернарден-де-сен-Пьера и Шатобриана. М. неудачно пытался создать смешанный жанр "романа и эпопеи", к-рый фактически принял у него характер многословного философского романа. К концу своей жизни М. отказался от идей энциклопедистов. Наиболее полно он проявил себя в посмертных мемуарах, в которых много места уделено любовным похождениям.

 Библиография:  I. Велисарий, М., 1768; Земира и Азор, Опера, М., 1783; Инки или разрушение Перуанской Империи, перев. М. Сушкова, ч. 1—2, М., 1782; Заблуждение добродетельного отца, с французского перев. А. П., М., 1792; Новые Повести, изд. Н. Карамзиным, с франц., ч. 1—2, изд. 2-е, М., 1815; см. также "Роспись российским книгам для чтения из библиотеки Александра Смирдина", СПБ, 1828 (сост. В. Г. Анастасевич); Œuvres complètes, 17 vv., P., 1787; Œuvres posthumes, Grammaire, P., 1806; Mémoires, notes et commentaires par M. Tourneux, 3 vv., P., 1891.
II. Lenel T., Un homme de lettres au XVIII siècle, Marmontel d’après des documents nouvaux et inédits, 1902; Sainte-Beuve, Causeries du lundi (IV).
Я. З.

Другие люди и понятия:

Мармор

МарморМАРМОР Калмен [Kalmen Marmor, 1879—] — современный еврейский журналист, критик и историк лит-ры. В прошлом — член еврейской национально-социалистической партии "Поалей-цион"; в настоящее время М…. Полная информация

Маро

МароМАРО Клеман [Clément Marot (Marotus), 1496—1544] — французский поэт эпохи Возрождения. Несмотря на близость ко двору и покровительство поэтессы Маргариты Наварской (сестры короля Франциска I),… Полная информация

Марриэт

МарриэтМАРРИЭТ Фредерик, капитан [Captain Frederic Marryat, 1792—1848] — английский беллетрист. Происходил из старинной дворянской семьи; в 1806 поступил мичманом в военный флот, где прослужил около 25 лет; написал… Полная информация