Л - М
Лоренс
ЛОРЕНС Дэвид Герберт [David Herbert Lawrance, 1885—1930] — английский романист, поэт и философ. Р. в шахтерской семье, был учителем. Первый роман — "Белый павлин" (The White Peacock) — вышел в 1911. Л. — художник английской мелкобуржуазной интеллигенции. Представитель исторически бессильной социальной группы, он вынужден разрешать конфликт между своим классом и капитализмом путем отхода от активной социальной борьбы, путем противопоставления своего замкнутого "я" всему обществу. Стремление "вырваться из тисков общественности", вложенное в уста одного из персонажей "Жезла Аарона" (Aaron’s Rod, 1921; в русском переводе "Флейта Аарона"), определяет собою все творческое развитие Л. Уход от общественности достигается путем погружения в область эротики, фетишизации проблемы пола, — начиная с его "Сыновей и любовников" (Sons and Lovers, 1913) и кончая посмертным романом "Цыган и девственница" (The Virgin and the Gypsy, 1930). Углубление в область сексуального сопровождается в творчестве Л. преобладанием интуиции над интеллектом как орудием познания мира. Интуитивизм становится творческим методом Л. В книге "Психоанализ и бессознательное" (Psychoanalysis and the Unconscions, 1924) эта творческая установка Л., делающая его проводником фрейдизма в искусстве, находит свое теоретическое выражение.
Проблема пола, служащая Л. средством ухода от действительности, используется им в то же время для своеобразной социальной критики. Л. порывает с традиционной для английской литературы идеализацией семьи как основной ячейки буржуазного общества, вскрывает разложение семейно-бытового уклада английской мелкой буржуазии. Это навлекло на Лоренса неоднократные гонения со стороны буржуазной критики. Его роман "Радуга" (The Rainbow, 1915; в русском переводе разбит на две части: "Семейство Брэнгуэнов" и "Урсула Брэнгуэн") был сожжен английской цензурой за "безнравственность". Этой критикой буржуазной семьи и ограничивается протест Лоренса против капиталистического строя. Не будучи в силах найти реальную социальную опору для своей критики, он, если и протестует против капитализма как общественного явления, то лишь с реакционной мелкобуржуазной точки зрения, отрицающей капиталистическую технику. Это машиноборчество, сказавшееся отчасти еще в "Радуге", находит себе особенно яркое выражение в одном из последних произведений Лоренса "Торжество машины" (The Triumph of the Machine, 1930).
Все творчество Лоренса проникнуто метафизическим представлением о разорванности мира вообще. В сущности уже самая его постановка половой проблемы — тезис о роковой непримиримости полов, к-рая является движущим противоречием каждого романа Л., стимулом развития всего его творчества, представляет собой лишь своеобразное выражение этого метафизического представления, как и характерная для Л. интерпретация социальных противоречий. Л. утверждает философию индивидуализма как единственный выход из противоречий современного капиталистического общества; еще в "Радуге" Л. противопоставляет отрицаемой им буржуазной демократии идеал господства избранной "аристократии духа", а в "Жезле Аарона" объявляет "волю к власти", наряду с "волей к любви", основным стимулом развития человечества. Вытекающая отсюда ницшеанская идеализация "сильной личности", преклонение перед "сверхчеловеком", вождем, призванным спасти рушащееся общество — все это приводит Лоренса в конечном счете к объективному сближению с фашизмом ("Kangaroo", 1923).
Библиография: I. На русск. яз. перев.: Семья Брэнгуэнов (Радуга), перев. В. Мининой, изд. "Недра", М., 1925; Урсула Брэнгуэн (Радуга), перев. В. Мининой, издание "Недра", М., 1925; Флейта Аарона, перев. М. Шика, изд. "Недра", М., 1925; Сыновья и любовники, перев. Н. Чуковского, изд. "Прибой", Л., 1927. Кроме указанных в тексте: The Prussian Officer and other Stories, 1914; Twilight in Italy, 1916; Amores, 1916; Touch and Go, 1920; Women in Love, 1920; Movements in European History, 1921; Tortoises, 1921; England, My England, 1922; Kangaroo, 1923; Studies in Classic American Literature, 1923; Birds, Beasts and Flowers, 1923; The Boy in the Bush, 1924; St. Mawr, 1925; Glad Ghosts, 1926; Collected Poems, 2 vv., 1928; Lady Chatterley’s Lover, 1928; Pansies, 1929; Pornography and obscenity, 1930, и др.
II. Muir E., Transition, 1926; West R., D. H. Lawrence, 1930; Ross M., D. H. Lawrence’s, Woman who rode away, "New York Herald", 10/VI 1928; Woolsey D. B., "The New Republic", 29/VIII 1928; Fletcher J. G., D. H. Lawrence, Collected poems, "New York Herald Tribune", 14/VII 1929; Van Doren M., D. H. Lawrence’s Pansier, "New York Herald Tribune", 15/XII 1929; Thomas I. H., The perversity of D. H. Lawrence, "The Criterion", 1930, X.
А. Елистратова
Другие люди и понятия:
ЛОТИ Пьер [Pierre Loti, 1850—1923] (псевдоним Julien Viand) — французский романист. Офицер военного флота. Член Французской академии. Дебют Лоти [70—80-е гг.] относится к эпохе подъема французского капитализма,…
ЛОТРЕАМОН [Lautréamont, le comte, 1846—1870] (псевдоним Изидора Дюкасса — Isidore Ducasse) — французский поэт. Сын французского консула в Монтевидео. Учился в лицее во Франции. 20 лет написал 1-ю "Песнь…
ЛОУСОН Джон Хоуард [John Howard Lawson] — современный американский драматург. Наряду с такими писателями, как Эм. Джо Баши, Джон Дос Пассос и Майкл Голд, Л. принадлежит к числу драматургов,…