Л - М
Лоти
ЛОТИ Пьер [Pierre Loti, 1850—1923] (псевдоним Julien Viand) — французский романист. Офицер военного флота. Член Французской академии. Дебют Лоти [70—80-е гг.] относится к эпохе подъема французского капитализма, когда после поражения 1870—1871 вновь начинают оживать его экспансионные устремления; во Франции нарождается тогда новый тип профессионала-военного или моряка, осуществляющего колониальные захваты. Носитель идеалов этого "нового рыцарства" (патриотического активизма, зоологического презрения к "цветному" человеку колоний, идеи и смерть" "братства" между товарищами по оружию и т. п.) становится героем дня, впервые развернувшимся во всей своей красе в авантюре генерала Буланже. И после личной неудачи последнего черносотенная военщина продолжает задавать тон (например в деле Дрейфуса). Выразителем ее эстетических запросов и был Лоти.
Популярность Лоти создал уже первый его роман "Азиаде" [1876] — "ужасно трогательная" история любви флотского офицера-француза и турчанки. Книга была издана в Стамбуле; это характеризует роман: первые читатели Л. — наемники империализма, "великосветская чернь", посольские чиновники и т. п. Первый опыт оказался удачным. Л. сразу нащупал жанр "засахаренной" восточной экзотики. Дальнейшие романы ("Госпожа Хризантем", "Бал в Иеддо", "Роман одного спаги" и т. д.) ничего не убавляют и не прибавляют. Рецептура построения всех книг Л. одна и та же: благородный белый, благородная туземка, патетические страсти и экзотические "красивые" пейзажи. Последние представляют действительно сильную сторону творчества Лоти, прекрасного стилиста. Однако все они условны, подобраны исключительно по принципу живописной занимательности и привлекательности и в очень малой степени связаны с течением повествования. Ландшафт Л. лишь эффектно иллюстрирует салонное представление о стране, которой приписывается. Это представление характерно и для такой значительной и смерть" области творчества Л., как его "путешествия". Часто путешествие мотивируется романной завязкой, так что формально книга сохраняет характер традиционной повествовательной беллетристики. Л. пишет книги об экзотических областях светского туризма; таковы "Галилея" [1896] и мн. др. Глаз писателя все время следит за экзотикой красок. Равнодушие цивилизованного туриста к социальному содержанию описываемого является предпосылкой описательной манеры Л. и в путешествиях; в романах же картина дана с точки зрения проезжего наблюдателя, проверяющего все ли в порядке в его колонии или "зоне влияния".
Несколько романов Л. посвящено восхвалению добродетелей матросов военного корабля. Бравый бретонский матрос, преданный своему офицеру, любящий командира и верующий в бога, — вот постоянный спутник героя Л. В то время как барин занят своими переживаниями, денщик, как полагается, полон бдительности и под конец награждается деньгами, а главное — сознанием, что помог сохранить незапятнанной честь французского мундира, и т. п. Крупнейшие произведения этого типа — "Мой брат Ив" [1883], "Матрос" [1895].
Несколько особняком стоит в творчестве Л. его "Исландский рыбак" [1886], роман, ценный этнографическим богатством своих пейзажей и бытовых зарисовок. Но этот материал — иногда не уступающий "Труженикам моря" Гюго — дается Л. как фон сентиментальной любовной истории.
Творчество Л. — завершенная статика эстетско-империалистического романа — своеобразная форма утверждения мира между колонизаторами и "любящими" их покоренными. Чтобы сдвинуть жанр с мертвой точки, крупнейшему из учеников Л., К. Фарреру, пришлось вносить в эту форму авантюрную тематику.
Библиография: I. Собр. сочин., 12 тт., изд. Саблина, М., 1909—1911; и многочисленные изд. романов. После революции: Старые супруги, П., 1919; Исландский рыбак, М. — П., 1923; Матрос, М. — П., 1923; Роман одного спаги, перев. Н. П. Мартыновой и Е. В. Голубева, изд. "Сеятель", Л., 1926; Старик, перев. тех же, издание то же, Л., 1926; Собр. сочин., в изд. Calmann-Lewy (Œuvres complètes, vv. I—XI, 1894—1911). Заслуживает внимания автобиографический "Роман одного ребенка" [1890] — и "Несколько обличий мирового головокружения" [1917] — "философия" на тему об империалистической войне — и "Индия без англичан" [1903] — политические "рассуждения".
II. Леметр Ж., Современные писатели, СПБ, 1891; Зиновьева Э., Кастовые тенденции в современной художественной литературе, "Образование", 1903, I, II, IV; Пресс А., В царстве книг, Очерки и портреты, т. I, СПБ, 1908; Горнфельд А. Г., Книги и люди, СПБ, 1908; Doumic R., Écrivains d’aujourd’hui, P., s. a.; France A., L’amour exotique (о "Госпоже Хризантем"), "La vie littéraire", 1-e série; Mariel J., Pierre Loti, 1909; Mallet F., Pierre Loti, son œuvre, 1923; Serban N., Pierre Loti. Sa vie et son œuvre, 2-e éd., P., 1924 (труд, содержащий 25 стр. библиографии Лоти).
Т. Левит
Другие люди и понятия:
ЛОТРЕАМОН [Lautréamont, le comte, 1846—1870] (псевдоним Изидора Дюкасса — Isidore Ducasse) — французский поэт. Сын французского консула в Монтевидео. Учился в лицее во Франции. 20 лет написал 1-ю "Песнь…
ЛОУСОН Джон Хоуард [John Howard Lawson] — современный американский драматург. Наряду с такими писателями, как Эм. Джо Баши, Джон Дос Пассос и Майкл Голд, Л. принадлежит к числу драматургов,…
ЛОУЭЛЬ Джэймз Рэссель [James Russell Lowell, 1819—1891] — североамериканский поэт, сатирик и критик. Был профессором литературы в Гарвардском университете, первым редактором основанного в 1857 журн. "Atlantic…