Л - М
Лэнгленд
ЛЭНГЛЕНД Уильям [William Langland, вторая половина XIV века] — английский поэт, автор поэмы "Видение о Петре-пахаре". Биографических данных нет. В исторической лит-ре записаны два предания, относящихся к личности автора "Видения о Петре-пахаре", — одно у епископа Бэйля [1548] и другое — в рукописи XV века о том, что он был сыном свободного земледельца (йомэна). Если придавать достоверность автобиографическим элементам самого "Видения", то Лэнгленд был сыном крепостного, в школу поступил с помощью друзей, затем принял монашество, чтобы избавиться от крепостного состояния. Л. жил в Лондоне, добывал средства к существованию чтением псалтыря над покойниками и пением псалмов. В поэме он рассказывает, что жил очень бедно и страстно ненавидел богатых, на улице не уступал им дорогу и низко не кланялся — "так что люди считали меня юродивым".
В поэме резко выражен протест против тяжелого положения крестьянства, этой основной части "честно трудящихся". К ним Л. относит еще честных купцов, рядовое рыцарство, защищающее крестьян, менестрелей и набожных священников. Пилигримов, бродячих и монастырских монахов, схимников, продавцов индульгенций и все высшее духовенство и аристократию он считает мошенниками и паразитами. Поэма заключена в еще популярную в XIV в. религиозно-морализирующую форму "видения", изложена аллегорически и большей частью аллитерирована ("A fair field full of folk found I there"). Но "Видение" Л. — уже не о потустороннем мире, а о земном, реальном. Мировоззрение Л. резко отличается от господствовавших тогда взглядов. По Лэнгленду никакого прощения грехов нет, его выдумали попы и аристократы, чтобы грешить не стесняясь. Такой взгляд в корне противоречил католической доктрине отпущения грехов, имевшей большое значение для укрепления Петре-пахаре" (Лондон, 1550) терявшей авторитет средневековой церкви и приспособления ее к новому — "грешному" быту. Своим резким протестом против социальной несправедливости и различных видов общественного паразитизма поэма сыграла революционизирующую роль в борьбе крестьянства с помещиками и духовенством (восстание Уота Тайлера). Об этом говорит обилие ее списков. Францисканский монах Джон Болл, участник крестьянской революции XIV века, в своих агитационных проповедях на крестьянских митингах цитировал стихи из поэмы Л. В "Видении" трудящийся крестьянин резко противопоставлен барину и попу. Оно содержит в себе ранние элементы пуританства, нашедшие полное выражение только в XVII веке в творчестве Бэньяна и Мильтона.
Библиография: I. Piers Plowman, various textes, ed. by Skeat, 1866—1886; Piers Plowman, ed. by Jusserand, 1894; Piers Plowman, modern English version by Skeat, 1907; Piers Plowman, ed. by Owen, 1912; Piers Plowman, ed. by К. М. Warren, 1913.
II. Piers Plowman Controversy between prof. Manly, Jusserand and Chambers, "E. E. T. S.", 1910; Chambers R. W., Long Will. Dante and the Righteous haethen, 1924.
S. B.
Другие люди и понятия:
ЛЭНДОР Уолтер [Walter Landor, 1775—1864] — английский писатель; вырос в богатой аристократической семье. Пламенный республиканец, юный Л. был исключен сперва из Рэгби, а затем из Оксфорда, где его звали…
ЛЮБЛИНСКИЙ Самуэль [Samuel Lublinski, 1868—1910] — немецкий лит-ый критик, публицист и драматург. Боролся против отвлеченно-эстетического, узко-специального подхода к лит-ре. Часто увязывая историю лит-ры…
ЛЮБЧЕНКО Аркадий Афанасьевич [1899—] — современный украинский писатель. Начал писать в 1923. Был членом Гарта [1923—1925], а с 1925 — ВАПЛІТЕ, затем Пролитфронта [1930]. В последнее время был членом…