Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

Л - М

К оглавлению

Лян Ци-Чао

Лян Ци-ЧаоЛЯН ЦИ-ЧАО (также Лян Жень-гун) [1873—1929] — китайский публицист, общественный деятель и историк. Родился в уезде Синхуй, пров. Гаундун. Выступление Л. Ц.-ч. на общественную арену относится к 90-м гг. XIX в., когда возникает движение раннего китайского либерализма. Во главе его стал Л. Ц.-ч. со своим учителем Кан Ю-веем. Основные общественные слои, стоявшие за движением, были тесно связаны с феодализмом; однако, выдвигая программу буржуазных преобразований и европеизации страны и смыкаясь с теми группами радикальной интеллигенции, которые впоследствии шли за Сунь Ят-сеном, китайский либерализм на этом своем этапе имел прогрессивное значение. Не являясь демократическим движением, либерализм все же должен был обращаться к более широкому общественному кругу, создавая новые формы публицистики и вводя в оборот множество новых понятий и форм, почерпнутых из европейской науки и жизни.
Старая китайская лит-ра носила сословный характер; она отличалась крайней условностью и окаменелостью стилей и форм; ее содержание, так же как и формы, было приспособлено исключительно к потребностям господствующей феодальной знати. Эпоха раннего китайского либерализма, выступившего против феодальной литературы, смогла поставить в этой области лишь задачу приспособления старой лит-ры к изменившимся требованиям. Значение Л. Ц.-Ч. относится именно к этому предреволюционному периоду китайской лит-ры. Его лит-ое и просветительное влияние было очень велико; оно не уменьшилось и в период между поражением либералов [1898] и революцией 1911, распространяясь на огромные круги интеллигенции. Л. Ц.-Ч. явился создателем так наз. "нового лит-ого стиля". В молодости он брал за образец лит-ру эпохи II—IV вв. христ. эры и обращал, по его словам, особое внимание на изысканность стиля. Л. Ц.-Ч. определился как художник после 1904. "К этому времени, — говорит Л. Ц.-Ч., — я достиг самоосвобождения; я стал обращать внимание на простоту и бодрость стиля; часто я перемежал речь народными поговорками с рифмованными вставками — вплоть до использования иностранных оборотов; я не стеснял кисть, следуя ее движениям. Этому наперебой стали подражать, дав название „нового лит-ого стиля“; старшее же поколение относилось к нему с озлоблением". Л. Ц.-Ч. сломал перегородки различных стилей и форм старого яз. и — несколько расширив словарь, придав архитектонике своих статей стройность и логичность, применяя иностранные (японские) формы речи, пользуясь китайским буддийским словарем для передачи философских религиозных понятий — создал значительно более легкий и эмоциональный стиль, пригодный как орудие полемики и вместе с тем могущий служить для передачи огромного нового содержания, привнесенного из европейской науки и жизни. Эти достоинства "нового стиля" однако были ограничены довольно узкими рамками, поскольку Л. Ц.-Ч. по существу оставался в пределах старого мертвого яз. Под влиянием "нового лит-ого стиля" Л. Ц.-Ч. появились попытки применения его в беллетристике и поэзии, однако они не оставили в китайской лит-ре заметных следов. После революции 1911 влияние Л. Ц.-Ч. стало быстро падать; этому способствовало то, что сам он превратился в спутника китайских милитаристических клик, занимая ряд постов в пекинском "правительстве". Хотя Л. Ц.-Ч. одобрительно отзывался о разгоревшемся в 1917 движении в пользу живого яз. в литературе, само это движение прошло мимо него; Л. Ц.-Ч. продолжал писать в своем прежнем лит-ом стиле, к-рый был в эту эпоху уже анахронизмом. В последний период жизни [с 1920] Л. Ц.-Ч. сосредоточил свое внимание на исследовательской работе (история китайской культуры). Лит-ое наследство Л. Ц.-Ч. огромно, однако это почти исключительно публицистика или исторические работы; художественная лит-ра представлена редкими произведениями. И сам Л. Ц.-Ч. считал себя по призванию не литератором, а историком. Л. Ц.-Ч. занимает крупнейшее место в истории китайской печати; уже в 1896 он издает газету "Шиу-Пао" и в дальнейшем редактирует в разное время в Китае и в эмиграции многие периодические издания, как напр. "Син Мин Цунь Бао". Полного собр. сочин. Л. Ц.-Ч. не существует.
П. Гриневич

Другие люди и понятия:

‘Ляо-Чжай’

'Ляо-Чжай'"ЛЯО-ЧЖАЙ" — полностью "Ляо-чжай-чжи-и" (повести о странном из кабинета Ляо) — название книги китайского новеллиста Пу Сун-лина, по прозвищу Лю-цюань [1622—1715], родом из провинции… Полная информация

Ляцкий

ЛяцкийЛЯЦКИЙ Евгений Александрович [1868—] — литературовед. Литературная деятельность Ляцкого началась в конце 80-х гг. рядом стихотворений. Первые научные труды Л. были посвящены белорусской… Полная информация

Ляшко

ЛяшкоЛЯШКО Н. (псевдоним Николая Николаевича Лященко) [1884—] — пролетарский писатель. Сын николаевского солдата и крестьянки. Р. в Лебедяни, где окончил церковно-приходскую школу. С 11 лет служил в… Полная информация