Л - М
Мадач
МАДАЧ Эмерих [Imre Madách, 1829—1864] — венгерский писатель, происходит из стародворянской семьи. Вовлеченный в политическое движение 40-х гг., М. сотрудничал в одной из умеренно-либеральных газет и хотя в революции 1848 активного участия не принимал, однако преследовался реакцией, наступившей после подавления революции, как и многие другие умеренно-либеральные националисты. М. враждебно относился к австрийскому абсолютизму, а вместе с тем и к развившемуся капитализму. В главном произведении М. "Az ember tragediaja" (Человеческая трагедия), написанном в 1857—1860, находит себе выражение чувство глубокого разочарования, вызванного крахом либеральных идей. Это историко-философское драматическое произведение Мадача (представляющее собой мозаичную компиляцию из отдельных мест родственных по теме классических произведений — гётевского "Фауста", байроновских "Манфреда" и "Каина", мильтоновского "Потерянного рая" и т. д.) изображает в 12 картинах историю человечества от его возникновения до превращения земного шара в ледяную глыбу. "Человек", символизируемый в образе райского Адама, в отдельных явлениях-сновидениях драмы принимает все новые и новые формы (египетского фараона, грека Мильтиада, римлянина Сергиола, крестоносца Танкреда, астронома Кеплера, героя Французской революции Дантона) и каждый раз борется за новые идеалы, но борьба его всегда оказывается тщетной. Все исторические эпизоды кончаются тем, что "презренная толпа" втаптывает в грязь идеи героев, мудрецов и вождей. Современность дана в образах лондонского уличного быта. Показываются темные стороны капиталистического строя (пауперизм, проституция и т. д.), но с феодально-реакционной точки зрения.
От утилитаризма и делячества эпохи свободной конкуренции "человек" бежит в будущее и появляется в фаланстере; в этой сцене Адам-Мадач в своей неизменной индивидуалистической позе подвергает дешевому и пошлому осмеянию идеи социализма. В конце-концов — в лице прозябающего на охладевшей земле эскимоса — "Человек" убеждается в тшете всего земного и после ряда сновидений, проснувшись в раю, хочет наложить на себя руки. Но узнав, что Ева стала матерью, он находит утешение в семье и боге. Эта насквозь реакционная философия жизни красной нитью проходит через всю драму, которую буржуазная официальная критика оценила как классический шедевр венгерской литературы. Эта драма переведена на многие языки, в том числе и на русский.
Библиография: I. На русский яз. перев.: Человеческая трагедия, перев. В. А. Мазуркевич, "Всемирный вестник", 1904; То же, перев. Д. Крашенинникова, СПБ, 1905; То же, перев. Н. Холодковского, в изд. "Дешевой библиотеки" Суворина, СПБ, б. г.; Összes müvei, Kiadta Gyulai P., 2 тт., 1880.
II. Болдаков И. М., Ст. в "Русском обозрении", 1893, № 7.
Ш. Цобель-Лани
Другие люди и понятия:
МАДЗИНИ (Маццини) Джузеппе [Guiseppe Mazzini, 1805—1872] — знаменитый итальянский революционер, политический оратор, публицист и критик. Один из главных деятелей итальянского…
МАДРИГАЛ [от итальянского mandra — стадо, или прованс. mandre — пастух] — первоначально пастушеская песня; стихотворение из условной "сельской жизни", обычно эротического содержания;…
МАДХУ-СУДАН ДАТТ Михаил [1824—1873] — бенгальский поэт, один из наиболее ярких идеологов европеизированных слоев бенгальской буржуазной интеллигенции. Сын адвоката и сам по профессии адвокат….