М - М
Митхат
МИТХАТ Ахмет [1844—1915] — турецкий писатель. Родом черкес. Учился во Франции. Вернувшись, проявил себя ярым политическим противником султанского режима и был сослан в Родос, где издал под названием "Кырк амбар" (40 амбаров) сборник статей и стихотворений. После возвращения из ссылки в Стамбуле сотрудничал в газ. "Терджумане Хакикат" (Толковник истины), писал учебники, монографии, романы, пьесы и статьи публицистического характера. В историко-политической монографии "Уссш Инклаб" М., излагая политические реформы эпохи Танзимата, дает вместе с тем программу действий нарождающейся турецкой буржуазии.
М. — чрезвычайно плодовитый автор, одних только романов переводных и оригинальных им написано свыше 30, не говоря уже о многочисленных статьях, очерках и фельетонах. Один из первых переводов М. — "Дама с камелиями". В более зрелую пору он выбирает такие темы для переводов, переделок и для оригинальных вещей, в которых находят отражение его общественные стремления. Таковы напр. "Хасан моллах" (Мудрость Хасана) — подражание "Монте-Кристо" А. Дюма-отца, "Зейли Хасан", "Хусейн Феллах" (Земледелец Хусейн) и др. Политические свои взгляды М. выражает и в ряде исторических романов. Таковы: "Муссулу (Мусулец) Сулейман" — о войнах византийцев с мусульманами — и "Арнаут лэр сулиотлар" (Албанцы). Несмотря на то, что это произведение написано по поручению Абдул Хамида (когда он еще играл в либерализм), М. сумел выдвинуть основные положения младотуркизма.
М. — яркий выразитель интересов нарождавшейся буржуазии в Турции. В политических своих выступлениях он высказывал мысль о необходимости развязать потенциальные силы капитализма.
Роль М. в создании новой буржуазной турецкой лит-ры громадна, его можно поставить рядом с Н. Кемалем-Намык (см.). Некоторые его произведения, как напр. "Генитюрк" (Молодой турок), находят и сейчас читателей в Турции. М. является основоположником турецкой драматургии. Турецкая сцена долгое время не выходила из круга балаганного кукольного театра ("Карагёз" — нечто вроде "Петрушки"), и сейчас еще весьма популярного в Стамбуле и провинции. Во время деятельности М. театр получает более широкое развитие. Из пьес М. были популярны: "Ики ахбаб чауш" (Два приятеля капрала), "Тедбирде кусур" (Недостатки распорядительности), "Кахраман кыз" (Девушка-героиня), "Каба бирадам" (Грубый человек), "Гевезе бербер" (Цирюльник-болтун), "Ханымын джан сыкынтылари" (Дамская скука). М. внес весьма ценный вклад в выработку нового яз. Язык М. свободен от вычурной витиеватости, вполне популярен и близок к народному.
Библиография: II. Смирнов В., Очерк турецкой литературы; Павленко П., Стамбул и Турция, М., 1930; Алимов А., Борьба за конституцию 1876 в Турции, "Историк-марксист", 1929, № 14, стр. 36—67; Абдюльхак Шинаси, Статья "А. Митхат", "Хакиммети Миллие" (Национальная власть), 13/IV 1932.
Гр. Янский
Другие люди и понятия:
МИФОЛОГИЯ. Содержание понятия [347]. Происхождение М. [348]. Специфика М. [355]. История науки о мифах [363]. Библиография [370]. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ. — М. — входящая в систему религии…
МИХАЙЛИЧЕНКО Гнат (псевдонимы — Игнатий Михайлич, Генборат, Гнатко…) [1892—1919] — укр. поэт, беллетрист и критик. Р. в Миропольи (б. Курской губ.) в семье крестьянина. Учился в сельскохозяйственной…
МИХАЙЛОВ, Михаил Ларионович (Илларионович) (1826—1865) — русский революционный деятель, поэт и переводчик. Внук крепостного, умершего после телесного наказания. Отец М. добился дворянства,…