М - М
Михайличенко
МИХАЙЛИЧЕНКО Гнат (псевдонимы — Игнатий Михайлич, Генборат, Гнатко…) [1892—1919] — укр. поэт, беллетрист и критик. Р. в Миропольи (б. Курской губ.) в семье крестьянина. Учился в сельскохозяйственной школе. Принимал участие в подпольной революционной работе террористической группы с.-р. В 1913 был призван в царскую армию, но вскоре бежал из армии в Австрию.
По возвращении в Харьков для революционной работы был арестован и приговорен царским военным судом к каторге и пожизненному поселению в Сибири. После Февральской революции Михайличенко вернулся на Украину, где стал одним из руководителей левого крыла украинских социал-революционеров (боротьбистов). Работал в подполье во время гетманщины и деникинщины. В период последней Михайличенко был расстрелян контрразведкой.
При советской власти М. некоторое время работал наркомом просвещения УССР. При его содействии организовалось в Киеве в 1919 первое издательство революционных писателей и начал выходить журнал "Мистецтво" (Искусство), являвшийся первым советским украинским журналом по вопросам лит-ры и искусства.
Классовая борьба на Украине, борьба за советскую власть и диктатуру пролетариата, выдвинула перед украинской мелкобуржуазной революционной интеллигенцией вопрос об изживании национализма. Одной из групп этой интеллигенции, еще не освободившейся от национализма и народничества, и была группа М. (Блакитный, Чумак, Заливчий). Она ликвидировалась в 1920.
Литературное наследие М. невелико: ряд стихов в прозе, новелл ("Пові", "Місто", "Дівчи", "Тюрма", "Погроза невідимого"), рассказов ("История одного покушения") и наиболее значительное произведение — "Блакитній роман".
Мелкобуржуазная революционность, влияние упадочной буржуазной литературы, с ее индивидуализмом, утонченным психологизмом, сильно давали себя чувствовать в произведениях М., однако последний в своем творчестве стремился преодолеть буржуазно-националистические влияния и пытался осознать классовый путь развития нового искусства. Внося в украинскую художественную лит-ру ряд тем, выдвинутых пролетарской революцией, М. в целом ряде произведений отображает революционную борьбу, деятельность группы эсеров-террористов ("История одного покушения").
В ряде новелл, затрагивающих проблему классовой диференциации в городе, писатель не может возвыситься над мелкобуржуазной революционностью; он показывает и восхваляет "велике кам’яне місто"; но он не в силах побороть тех ноток тоски, пессимизма, к-рые вызывают в нем социальные противоречия ("Повія", "Дівча"), не в силах осознать их с точки зрения революционной классовой борьбы. Это обстоятельство и обусловливает срывы поэта к гуманизму, "общечеловечности" и даже моментами к сентиментализму (напр. "Старчиха", "Повія", "Дівча").
В целом ряде лирических произведений Михайличенко символизм сочетается с импрессионизмом; в них доминируют мотивы одиночества, индивидуализма, интимной лирики; здесь М. — типичный мелкобуржуазный интеллигент-романтик. В других произведениях, трактующих проблемы революционной борьбы и противоречий между чувством и разумом, М. не может революционно осознать жизненные явления. Он стремится порвать с традициями старой литературы, но в то же время продолжает свой творческий путь в плане символизма. Эта двойственность особенно резко проявляется в "Блакитном романе", произведении, где стираются грани между лирикой и прозой. Здесь, как и в целом ряде других произведений, стремление М. преодолеть влияния буржуазной литературы и сомкнуться с новой революционной действительностью сказывается в том, что автор старается видоизменить символизм революционной проблематикой.
В "Блакитном романе", проникнутом утонченной эротикой, проблема борьбы старого и нового мира усложняется проблемой национальной. Автор безуспешно пытается соединить революционную трактовку периода перелома, изживания старого, с художественным показом событий в плане символизма. Символика романа с его экзотикой, изысканными художественными образами в значительной мере затуманивает показ революционной борьбы и снижает социальную значимость изображаемых событий.
В своих статьях, как напр. "Пролетарьске мистецтво", М. поднимает вопрос о создании нового искусства, выдвигает абстрактный лозунг борьбы за пролетарское искусство как "искусство труда", делая попутно ряд ошибок теоретического характера.
Произведения М. в целом отражают сложность и противоречивость его зыбкого и незавершенного пути к революции; объективно творчество его выражает идеологию части украинской мелкобуржуазной интеллигенции, представленной группой украинских левых социалистов-революционеров (боротьбистов).
Библиография: I. Твори, ДВУ, 1929.
II. Самусь Микола, Трое: Василь Чумак, Андрій Заливчий, Гнат Михайличенко, Критико-біографічні нариси, вид. "Книгоспілка", Харків, 1928; Гадзінський В., Гнат Михайличенко, Біографічний нарис, "Життя й революція", 1928, VI; Коваленко Б., Прозаїки першего призыву, "Молодняк", 1928, I.
III. Лейтес А. і Яшек М., Десять років української літератури, ДВУ, Харків, 1928.
Ю. Ч.
Другие люди и понятия:
МИХАЙЛОВ, Михаил Ларионович (Илларионович) (1826—1865) — русский революционный деятель, поэт и переводчик. Внук крепостного, умершего после телесного наказания. Отец М. добился дворянства,…
МИХАЙЛОВ Николай Александрович [1906—] пролетарский писатель, рабочий-ударник. Член ВКП(б) с 1929. Р. в Москве, в семье сапожника-кустаря. Учился в семилетке (не окончил). С 1925 — рабочий…
МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович [1842—1904] — публицист и критик, виднейший теоретик русского народничества, по определению Ленина — "один из лучших представителей взглядов русской…