М - М
Моногатари
МОНОГАТАРИ — наименование основного жанра повествовательной прозы, созданного японской аристократической лит-рой эпохи Хэйан [VII—XII вв.] и вместе с тем одного из наиболее развитых видов японской повествовательной прозы в целом. Возникновение М. связано с образованием в Японии первого сословия — аристократии, выросшей на базе рабовладельчества на развалинах родового строя и построившей централизованное государство с монархом во главе, фактически управляемое аристократическим родом Фудзивара. Эта аристократия, ориентируясь и опираясь на китайскую политику, была проводником китайского влияния и культуры в Японии, используя для этого новую технику материальной культуры, правовую и государственную идеологию, религию (буддизм); она же насадила и китайскую художественную литературу. Под этим влиянием на почве древнего фольклора вырастает первая в Японии художественная лит-ра: поэзия — танка и проза — М. Истоки М. — в древних новеллах, образцы к-рых — в форме сказки и бытового, большей частью любовного рассказа — встречаются в первых письменных памятниках — историко-мифологических сводах Кодзики (см.) и Нихонги [VIII в.] и гл. обр. в "местных описаниях" — "Фудоки". Первое произведение, получившее наименование М., — "Такэтори-моногатари" [IX в.] — цикл новелл, большею частью буддийского и китайского происхождения, введенных в обрамляющую новеллу на сюжет древней японской легенды о лунной деве, спустившейся на землю, окруженной здесь женихами и, чтобы избавиться от них, дающей им невыполнимые задания, рассказы о мнимом выполнении к-рых даны в виде вставных новелл. Второе раннее М. — "Исэ-моногатари" [IX в.] (см.) — цикл коротеньких новелл, каждая из к-рых дает лирический эпизод в виде рассказанной более или менее подробно ситуации с введением в нее стихотворения как центра. Единство достигается приуроченьем этих эпизодов к одному герою. От этих двух корней развиваются дальнейшие М. От "Такэтори" идет приключенческий роман, питаемый оживленными путешествиями за море (Китай), сначала с некоторыми отголосками первоначальной сказочной фантастики — "Уцубо-моногатари", позднее — уже чисто бытовой роман — "Отикубо-моногатари" [X в.]. От "Исэ" идет бытовая новелла, большею частью на любовный сюжет. Сборник таких новелл — "Ямахо-моногатари" [X в.]. Постепенно, с достижением аристократией высшей точки своего развития [X—XI вв.], основным материалом романа становится реальная жизнь этой аристократии. Отсюда — нравоописательный роман, классический образец к-рого знаменитый — "Гэндзи-моногатари" (см.) [на рубеже X—XI вв.]. В дальнейшем в связи с постепенным упадком хэйанского режима (созревание феодализма) намечается изменение установки романа. В основу повествования кладутся нарочитая запутанность и сложность фабулы. Таковы: "Согоромо-моногатари" [XI в.], "Хамамацу-Тюнагон-моногатари" [XI в.], "Торикаэбая-моногатари" [XI в.]. Под конец происходит и изменение материала: вместо окружающей жизни берется прошлое; содержанием повествования становится любование эпохой расцвета аристократического режима, гл. обр. правления одного из канцлеров Фудзивара — Митинага. Так. обр. появляется исторический роман — "Эйга-моногатари" [XII в.], постепенно скатывающийся почти до уровня исторической хроники — "Окагами" [XII в.]. С другой стороны, усиливаются дидактические тенденции, в связи с чем обозначается возврат к сказочному материалу, буддийскому и даосскому, расширяемому поучительными новеллами в конфуцианском духе. Это приводит к распаду большой формы — романа — и к возврату к новелле; сборник таких рассказов — "Кондзяку-моногатари" [XII в.]. Наблюдается и стремление к гротеску, с культивированием опять-таки малой формы; таков сборник новелл "Цуцуми-тюнагон-моногатари" [XIII в.]. С крушением хэйанского режима и переходом к феодализму [конец XII в.] аристократическая лит-ра замыкается в тесном кругу императорского двора, уступая основное место лит-ре нового сословия — феодальной. Позднейшие М. — не более, чем эпигоны. Из них наиболее значительно "Кокэ-горомо" [XIII в.]. В настоящее время М. фигурируют на правах "классического лит-ого наследия".
Библиография: Конрад Н. И., Японская литература в образцах и очерках, т. I, Л., 1927.
Н. Конрад
Другие люди и понятия:
МОНОДРАМА [от греческ. monos — "один" и drama — "драма"] — драматическое произведение, разыгрываемое с начала до конца одним актером. Если этот единственный актер играет одну роль, тогда М….
МОНОЛОГ [от греческого monos — единственный, единый и logos — слово] — "единоречие" (soliloque, Selbstgespräch), в драматургии — речь, одного действующего лица в условиях сценической изолированности,…
МОНТАЖ ЛИТЕРАТУРНЫЙ [montage — по-французски "сборка", "подбор"] — сборник хрестоматийного типа, тематически объединенный одним стержнем. От других типов сборника М. л. отличается своей…