М - М
Монтемайор
МОНТЕМАЙОР Хорхе [Jorge de Montemayor, около 1520—1562] — псевдоним испанского писателя, настоящая фамилия которого осталась неизвестной. По своему социальному происхождению М. принадлежал к ремесленно-купеческим слоям испано-португальского еврейства. Смолоду был певцом и музыкантом, а одно время — профессиональным солдатом, т. е. мелким военным авантюристом. Принадлежал к тому деклассированному слою, к-рый, утратив старые социальные связи, охотно отдавал себя в полное распоряжение абсолютизма. Попав в капеллу португальской инфанты Марии, М. занял довольно видное положение в придворных кругах. В 1562 был убит в Турине одним из своих друзей на романической почве.
М. дебютировал сборником канцон, попавшим в папский индекс запрещенных книг. Главное произведение М., сыгравшее значительную роль в истории европейского романа, — пасторальный роман "Диана" [1558—1559]. М. явился в нем законченным выразителем придворной лит-ры в ее идиллической форме. "Диана" Монтемайора — отражение эпохи Филиппа II, когда испанский абсолютизм достиг своего апогея и в то же время резко обозначилось начало его затяжного разложения.
В этом романе, повествующем о превратностях любви на фоне условных, приукрашенных пейзажей и мифологических образов, М. выступает идеологом испанского дворянства, связанного с двором абсолютного монарха. Буколическая обстановка, развертывающаяся в романе, — лишь великосветский маскарад, пастухи и пастушки М. — утонченные придворные, декламирующие изысканные стихи, выражающие свои чувства в тирадах, построенных по всем правилам риторического искусства. Придворно-идиллический роман решительно противопоставил себя устаревшим феодально-рыцарским романам. "Диана" М. стала кодексом галантности, нивелирующей феодала, который в силу глубоких социальных сдвигов превратился в придворного. Придворные круги с восторгом увидали себя в идеализированном зеркале М. Но "Диана" нашла и более широкие читательские круги — в чиновном дворянстве, равнявшемся по двору, и в верхних слоях буржуазии. Роман вызвал многочисленные подражания и переводы на разные европейские языки.
Библиография: I. Текст "Дианы" см. в "Nueva Biblioteca de autores Españoles", v. VII, Madrid, 1907, pp. 251—336.
II. Schönherz G., Jorge de Montemayor, sein Leben und sein Schäferroman, Halle, 1886; Vollmöller C., J. d. Montemayor, Segundo cancionero spiritual, 1891; Menendez M. y Pelayo, Origenes de la novela, v. I, Madrid, 1907; Rennert H., The Spanish Pastoral Novel, Baltimore, 1892; Atkinson W., Studies in literary Decadence, III. The Pastoral Novel, "Bulletin of Spanish Studies", v. IV, 1926.
Ал. Дробинский
Другие люди и понятия:
МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи [Charles Louis de Secondat, baron de Montesquieu, 1689—1755] — знаменитый французский политический писатель, историк и социолог, родоначальник европейского либерализма. Происходил из старинного…
МОНТИ Винченцо [Vincenzo Monti, 1754—1828] — итальянский поэт. Р. в мелкобуржуазной семье. История жизни и творчества М. — история "поэта-хамелеона". Вначале придворный поэт, он пишет…
МОНТЭНЬ Мишель [Michel Eyquem, seigneur de Montaigne, 1533—1592] — знаменитый французский писатель-гуманист. Происходя из семьи одворянившихся бордоских купцов, М. наследовал должность отца в палате сборов [1554], а…