М - М
Мореас
МОРЕАС Жан [Jean Moréas, 1856—1910] — французский поэт. По происхождению грек. Род. в Афинах; с 1877 поселился в Париже. Примкнувший к символистам М. является представителем рантьерской буржуазии, испуганной перспективами распада капиталистического общества и стремившейся уйти из мира нарастающих социальных противоречий в мир внутренних переживаний и чувств. Упадочническим психологизмом проникнуты первые сборники М.: "Les Syrtes" [1884] и затем "Les Cantilènes" [1886]. Его лирика, чуждая крайностей некоторых других символистов вроде Верлена, отличается некоторой сухостью и сдержанностью.
Большой успех имел сборник М. "Le pélerin passioné" [1890], к-рый как бы завершил развитие символизма, распавшегося к началу XX в. Не только поэт, но и теоретик символизма, Мореас выражает его эстетические принципы, составляет его лит-ый манифест. В 1891 М. отходит от символизма и создает новую лит-ую группу — "романскую школу" (école romane), пытающуюся возродить классические традиции, стремящуюся очистить французский язык от галльских элементов, оставляя только римские. К нему присоединяются Raymond de la Tailhède, du Plessy, Ernest Reynaud, Charles Maurras и др. Для всей этой группы Франция — наследница Рима. "Романская школа" отразила патриотически-шовинистические тенденции французской буржуазии, готовившейся к мировой войне. В свой последний, "романский" период М. стремится больше использовать античные мифы. Он признает своим образцом Ронсара (см.), находя, что в нем, как и в других поэтах "Плеяды" (см. "Французская литература"), нашла наиболее чистое выражение латинская ясность и простота.
Из произведений М. следует еще отметить "Poésies" [1886—1896], "Stance", начавшие печататься в 1899, — собрание небольших стихотворений в 2—3 строфы. В 1886 М. пишет вместе с Полем Аданом 2 романа: "Les demoiselles Goubert" и "Le thé chez Mirande", пародирующие натуралистический роман. Затем он печатает еще "Contes de la vieille France" — сборник рассказов [1909], "Esquisses et souvenirs" — сборник статей [1908], "Variations sur la vie et les livres" — два сборника статей, отразивших эволюцию М. от символизма к "романской школе", и драму "Iphygénie" [1908].
Библиография: I. Œeuvres, vv. I—II, P., 1923—1926; Choix di poèmes, P., 1923 (дана библиография). На русск. яз. М. переводили: И. Тхоржевский ("Tristia", СПБ, 1906; одно стих.), Аврелий ("Весы", 1906; одна новелла); В. Брюсов (Полное собр. сочин. и переводов, т. XXI, СПБ, 1913; пять стих.).
II. Брюсов В., "Русская мысль", М., 1910, V (некролог); Его же, Полное собр. сочин. и переводов, т. XXI, СПБ, 1913, стр. 267—268 (критико-биографический очерк); Gourmont Remy, de, Le Livre de Masques, P., 1923; Его же, Promenades littéraires, 4-e série, P., s. a.; Porché F., Leçon de Moréas, "Les Nouvelles Littéraires", P., 1929, 6/II; Georgin R., Jean Moréas, 1930.
III. Martino P., Parnasse et symbolisme, Paris, 1925; Verhaeren E., Impressions, 3 série, Paris, 1929.
Е. Ш.
Другие люди и понятия:
МОРЕТО и КАБАНЬЯ Августин [Agustin Moreto y Cabaña, 1618—1669] — испанский драматург, причисляемый к лучшим комедиографам "золотого века". В творчестве М., в к-ром в отличие от подавляющего…
МОРИАК Франсуа [François Mauriac, 1885—], французский писатель. М. выражал психологический распад оторванных от производства паразитических буржуазных групп военного и послевоенного периода,…
МОРИС Зигмонд [Zsigmond Moricz, 1887—] — венгерский писатель. Р. в обедневшей мелкодворянской семье (отец М. был машинистом). Прослужив несколько лет чиновником, в 1904 занялся лит-ой деятельностью,…