М - М
Морето и Кабанья
МОРЕТО и КАБАНЬЯ Августин [Agustin Moreto y Cabaña, 1618—1669] — испанский драматург, причисляемый к лучшим комедиографам "золотого века". В творчестве М., в к-ром в отличие от подавляющего большинства его современников запечатлена буржуазная идеология, главное место занимают произведения психологически-бытового репертуара. В этом отношении он идет по стопам Лопе де Веги, а не Кальдерона. Впрочем последний все же оказывает известное воздействие на М., но гл. обр. лишь в области comedia devota ("благочестивые комедии", напр. "San Franco de Sena"), которым М. отдался к концу жизни (в 1657 он принимает духовное звание). Порыв М. в сторону религиозно-католической тематики обусловлен настроениями испанской буржуазии XVII в., болезненно переживавшей грандиозный экономический кризис, свирепствовавший в Испании в указанном столетии. Из исторических драм М. следует отметить прежде всего "El valiente justiciero" (Твердый законник) как образец антифеодального сюжета, обличающего самоуправство и беззакония испанской аристократии. Драма "Los jueces de Castilla" (Судьи Кастилии) интересна введением в действие толпы кастильских крестьян, стоящих на страже своих прав и вольностей против феодальной узурпации. Однако слава М. основывается гл. обр. на его комедиях характеров, к-рые в известном смысле, подобно некоторым пьесам Аларкона, предвещают позднейшую мещанскую драму. Наибольшей известностью из этого цикла пользуется комедия "El desdén con el desdén" (Спесь на спесь), подражателями которой в некоторых своих произведениях явились Карло Гоцци, Мольер и Лесаж. Ей не уступает мастерством психологической характеристики комедия "El lindo don Diego", взятая впоследствии за образец Скарроном в "Доне Яфете Армянском". Большой популярностью пользовались также комедии-интриги М., которые создали ему славу испанского Теренция ["El parecido en la Corte" (Сходство на суде), "Trampa adelante" (Перехитренная хитрость), "La fingida Arcadia" (Мнимая Аркадия)]. И в этом разделе его театра индивидуализация образов, отсутствие условной аффектации в яз. и сильный элемент бытового юмора отличают М. от драматургов кальдероновской школы и обеспечивают за ним своеобразное место в истории испанского театра.
Библиография: I. На русск. яз. перев.: Спесь на спесь, Комедия в 3 д., вольный перев. в стихах А. Венкстерна, "Русский вестник", М., 1887, VIII; Comedias escogidas, изд. L. F. Guerra, "Biblioteka de autores españoles", v. XXXIX; Teatro, изд. a Cortés, "Clasicos castellanos", v. XXXII, Madrid, 1916.
II. E. Cotarelo y Mori, La bibliografia de Moreto, "Boletin de la R. Academia Española", XIV, 1927; Louis Viel Costel, Moreto, "Revue de deux mondes", t. XXI, P., 1840, p. 749.
Другие люди и понятия:
МОРИАК Франсуа [François Mauriac, 1885—], французский писатель. М. выражал психологический распад оторванных от производства паразитических буржуазных групп военного и послевоенного периода,…
МОРИС Зигмонд [Zsigmond Moricz, 1887—] — венгерский писатель. Р. в обедневшей мелкодворянской семье (отец М. был машинистом). Прослужив несколько лет чиновником, в 1904 занялся лит-ой деятельностью,…
МОРИТА Сохэй [1881—] — современный японский писатель. Окончил Токийский университет по отделению английской лит-ры. Сначала примыкал к школе Нацумэ (одно из последних разветвлений японского…