Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

М - М

К оглавлению

Мстиславский

МстиславскийМСТИСЛАВСКИЙ Сергей Дмитриевич [1879—] (псевдоним Масловского-Мстиславского) — современный писатель. Р. в семье проф. Военной академии. Окончил в 1901 СПБ университет. С 1904 — в партии эсеров. В 1905 — председатель боевого рабочего союза, член ЦК всероссийского офицерского союза, участвовал в подготовке вооруженного восстания в Петербурге и Кронштадте; был в заключении в Петропавловской крепости [1910—1911]. В Февральскую революцию — в штабе восстания; как комиссар петроградского совета был командирован для ареста Николая II и его семьи. При расколе партии эсеров вошел в ЦК левых эсеров. После убийства Мирбаха вышел из партии левых эсеров и вошел в ЦК украинских боротьбистов. С 1921 — беспартийный.
В центре творческого внимания М. — проблема участия героя-индивидуалиста, выходца из аристократического или буржуазного общества, в революции. Эта проблема раскрывается М. в различных аспектах. В полубиографическом романе "Крыша мира" [1905] Мстиславский рассказывает о поездке буржуазного студента с научно-антропологической целью ("охота за черепами") и его превращении в своеобразного революционера-бунтаря. Революционность героя носит индивидуалистический характер. Роман обильно насыщен экзотикой, фантастикой, многочисленными приключениями и пр. Прогрессивные тенденции дореволюционного творчества М., выразителя мелкобуржуазной интеллигенции, не возвышались до подлинно революционных требований. Следующий роман "На крови" переработан затем в пьесу. Автобиографический образ "Товарища Михаила" — эсера — дан в двух планах: с одной стороны — аристократическое общество, выходцем из которого он является, с другой стороны — рабочая среда, боевики, террористы. М. обосновывает эту двуликость своего героя "протеизмом", якобы дающим ему психологическую возможность оставаться самим собой в любых условиях, — объяснение маловероятное и идеологически неверное. "На крови" не дает подлинного отражения революции 1905: пролетариат показан здесь сравнительно слабо. В центре действия романа — светский быт, критика этого быта и портреты отдельных террористов.
В романе "Союз тяжелой кавалерии" [1929] Мстиславский показывает крупную буржуазию и царских приближенных, к-рые попытались "похитить" Романовых и восстановить в России монархию. Схематично и бегло обрисовывает Мстиславский рост политической сознательности представителя солдатской массы Мартьянова. Так же упрощенно изображаются Мстиславским и важнейшие исторические события.
В романе "Без себя" [1930] ярко показан ряд значительных событий гражданской войны на Украине (Киев) в 1919. М. создает увлекательную фабулу, живо изображает события войны. В центре внимания стоит фигура комсомольца Шурика, к-рый во многом еще остается раздвоенным интеллигентом, не обладающим твердым "внутренним компасом".
В своих высказываниях (речь на дискуссии Моск. отд. ВССП в 1931) М. призывает советских писателей "не к писанию, а к творчеству жизни", заявляя: "Именно здесь — в воле к творчеству жизни — лежит для меня рубеж между старым интеллигентским и пролетарским писательством: художественно слабые произведения ударников зачастую бывают значительнее произведений высококвалифицированных лит-ых мастеров именно потому, что в них есть этот волей к творчеству жизни зажженный пафос". Мстиславский призывает писателей к активному участию в практике соцстроительства, к освоению больших идей эпохи.
В книге "Черный Магома" [1932] включающей два рассказа о старой уходящей Аварии, М. творческой практикой доказывает свою включенность в соцстроительство. Показ процесса советизации аварского нагорья, ломки застарелой вражды аварцев высокогорья к "плоскости", к городу разрешен М. в образах большой социальной и художественной значимости. Свойственные раннему творчеству М. экзотика, фантастика, авантюрность фабулы не имеют места в рассказах об Аварии, в которых своеобразие изображаемого края передано посредством реалистических картин классовой борьбы двух лагерей — трудящегося населения Хунзаха во главе с партийным и советским руководством, с одной стороны, и шейхами, муллами и крупными барановодами — с другой. Мстиславскому удалось создать выпуклый образ командира красных партизан.

 Библиография:  I. На тропе, Роман о моей жизни, кн. I. Крыша мира, изд. "Недра", М., 1925: То же, изд. 2-е, Гиз, М. — Л., 1927; То же, изд. 3-е, Гиз, М. — Л., 1930; На крови, Роман с послесловием Ульрих, Гиз, М. — Л., 1928; То же, изд. 2-е, "Федерация", М., 1930; Союз тяжелой кавалерии, Роман, Гиз, М. — Л., 1929; Без себя, Роман, изд. "ЗиФ", М., 1930; Измена Магомы (отрывки из "Повести о Черном Магоме"), изд. акц. изд. об-ва "Огонек", М., 1931; Черный Магома, Рассказы о старой уходящей Аварии, изд. "Федерация", М., 1932; Потерянный и возвращенный халат, "Красная новь", 1932, № 5; Как подпоручик завоевывал Индию, "ЛОКАФ", 1933, № 4; Последний солдат, там же, 1933, № 8, и др.
II. Отзывы о "Крыше мира": Нусинов И., "Книгоноша", 1925, XVIII; Локс К., "Печать и революция", 1925, VII; Виленская Н., "Октябрь", 1925, IX; "Смена", 1927, № 117, 25 мая. Отзывы о "На крови": А. Е., "Новый мир", 1928, VII; Рузер Л., "Красная новь", 1928, VII; Балашов К., "Комсомольская правда", 1928, 1 сент.; М. О., "Изв. ЦИК СССР", 1928, 31 марта. Отзывы о "Черном Магоме": Ермаков И., Сказка о "Новой Аварии", "Книга и пролетарская революция", 1933, II.
Б. Гроссман

Другие люди и понятия:

‘Муаллаки’

'Муаллаки'"МУАЛЛАКИ" — "привешенные", или "нанизанные" (другое название "музаххабы" — "позолоченные") — семь знаменитейших касыд (см.) доисламской Аравии VI в. Соединил эти касыды в… Полная информация

Музеи литературные

Музеи литературныеМУЗЕИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ. — Назначение М. л. — быть лабораторией, помогающей изучению творчества писателей. С этой целью в них собираются материалы, дающие возможность наблюдать процесс создания… Полная информация

Музниб

МузнибМУЗНИБ Али-Абас [1880—] — азербайджанский тюркский поэт-националист. В период 1907—1920 М. был идеологом пантюркизма и панисламизма. В 1914 редактировал сатирический журн. "Баба-Эмир" и… Полная информация