М - М
Менкен
МЕНКЕН Генри Луи [Henry Louis Mencken, 1880—] — современный сев.-американский критик и публицист. Начал свою деятельность в качестве репортера балтиморской газ. "Morning Herald" в 1899. Первое значительное выступление М. относится к 1903, когда вышел сборник его лирических стихотворений "Ventures into Verse" (Попытки стихосложения), первое и последнее поэтическое произведение М. С 1908 по 1923 вел литературно-критический отдел журн. "Smart Set"; с 1924 редактирует основанный им журнал "American Mercury".
По своему влиянию М. может считаться одним из крупнейших американских критиков последнего десятилетия. Идеолог мелкой буржуазии, он выдвинулся на первый план американской лит-ры благодаря тому радикальному движению, к-рое охватило американское фермерство и известные слои городской мелкой буржуазии в результате послевоенного экономического кризиса САСШ. "Книга предисловий" (A Book of Prefaces, 1917), заключающая в себе статьи М. о Дж. Конраде, Драйзере и др., и "Предрассудки" — сборники преимущественно литературно-критических статей М. (Prejudices — I-st series, 1919; 2-nd series, 1920; 3-rd series, 1922; 4-th series, 1924; 5-th series, 1926; 6-th series, 1927) — сделали его объектом ожесточенных нападок реакционной буржуазной критики (см. книгу Стюарта Шермана "Американцы", 1923) и, с другой стороны, объединили вокруг него передовую часть тогдашней молодой радикально настроенной интеллигенции. Литературно-критическая деятельность М. способствовала популяризации творчества таких радикальных писателей-реалистов, как Теодор Драйзер, Шервуд Андерсон, Юджин О’Нейль и др., произведения к-рых или вовсе замалчивались или враждебно расценивались консервативной академической критикой.
Литературно-критическая деятельность М. развивалась преимущественно под знаком "переоценки ценностей", столь характерной для всего американского лит-ого движения начала 20-х гг. Критические выступления М. сигнализировали кризис американской лит-ры в той мере, в какой она развивалась на основе традиций "нежного реализма", насаждавшегося в свое время В. Д. Гоуэллсом: положение последнего о том, что "самые оптимистические взгляды на жизнь — самые американские", легло в основу творчества целого ряда консервативных мелкобуржуазных писателей Америки. Значительная доля литературно-критических работ М. была посвящена развенчанию этих эпигонов школы "нежного реализма" [Гертруда Эзсертон (Atherton), Бутс Таркингтон (Tarkington), Эдит Уортон (Wharton) и др.].
Выход из тупика, в который завело американскую литературу творчество этих писателей, М. видел в литературной деятельности Драйзера, Льюиса, Андерсона и др. представителей возродившегося в послевоенные годы стиля радикальной мелкой буржуазии. Типичный мелкий буржуа, воспринимавший общественную жизнь как неподдающуюся организации стихию, М. оказался бессильным возвести в систему свои отдельные высказывания и в методологическом отношении не дал ничего нового американской критике.
С 1924 по основании журн. "Американский Меркурий" — М. работает преимущественно в публицистике. В редакционных статьях "Американского Меркурия" и в особом отделе "Американа" (отрывки из "Американы" напечатаны в "Вестнике иностранной лит-ры", М., 1928, №№ 1 и 9) М. ставит себе задачу дать развернутую критику современной общественной действительности. Однако радикализм Менкена не в силах выйти за пределы эмпирического бунтарства. Его протест в конечном счете весьма поверхностен, половинчат и противоречив.
Ведя борьбу со старыми традициями в лит-ре и искусстве, объявляя войну религии ("Трактат о богах" — "A Treatise on Gods", 1930), восставая против бытовых условностей современной буржуазной Америки, Менкен ни на минуту не покидает в своих высказываниях базы собственнической идеологии, провозглашая себя защитником капиталистического строя.
Деятельность М., сыгравшая в прошлом известную положительную роль, становится в настоящее время исторически пройденным этапом в развитии американской критики. Разложение радикального лит-ого течения и одновременное обострение борьбы между двумя полюсами лит-ого фронта Америки — пролетарско-революционной лит-рой и лит-рой фашизирующейся буржуазии — приводят М. в лагерь фашизма. В проповеди крайнего индивидуализма, в установлении фашистской диктатуры организованной плутократии М. видит выход из кризиса американского капитализма ("Заметки о демократии" — "Notes of Democracy", 1926). Столь же фашистский характер носит и теперешняя позиция М. по отношению к СССР (см. напр. его ответ на анкету Международного бюро революционной литературы о защите СССР в связи с угрозой войны, опубликованный в "Вестнике иностранной литературы", № 5, 1930).
Библиография: I. Кроме указанного в тексте: Georges Bernard Shaw — His Plays, 1905; The Philosophy of Friedrich Nietzsche, 1908; The American Language, 1918, и др.
II. Синклер Э., Деньги пишут! (Money Writes!), Гиз, М. — Л., 1928; Boyd E., H. L. Mencken, N. Y., 1925; Goldberg J., The Man Mencken, A Biographical and Critical Survey, N. Y., 1925.
III. Frey C., A Bibliography of the Writings of H. L. Mencken, Filadelphia, 1924.
А. Елистратова
Другие люди и понятия:
МЕНЦЕЛЬ Вольфганг [Wolfgang Menzel, 1798—1873] — немецкий писатель и критик. Дебютировал в 1823 сатирическими стихами "Steckvers", в 1824—1825 издавал с Фолленом в Цюрихе "Europäische Blätter", с 1825—1848…
Меньшевизм в литературоведении
МЕНЬШЕВИЗМ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ1 1. Меньшевизм (социально-политическая характеристика) [163]. 2. Философские основы русского меньшевизма [168]. 3. Литературно-теоретические взгляды…
МЕНЬШИКОВ Михаил Осипович [1859—1918] — журналист; во вторую половину 80-х гг. либеральный публицист и сотрудник "Недели", специализировавшийся на ликвидации революционных настроений…