Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

М - М

К оглавлению

Метрика

МетрикаМЕТРИКА — учение о метре стиха. Формалистический термин, по существу лишенный содержания: в широком смысле ему соответствует стихосложение, у́же — учение о ритме стиха, т. е. ритмика. В обоих случаях М. представляет собой просто параллельный термин; однако его до сих пор употребляют еще довольно часто, противопоставляя в известном смысле ритмике. Это противопоставление идет еще от античного стихосложения, где оно было вполне законно; поскольку античный стих характеризовался тем, что в нем текст был связан с напевом, теоретики отличали ритм (и тем самым ритмику) как соединение напева и текста и метр (метрику) как текст без напева. В новом стихосложении, где напева уже нет, это противопоставление излишне: налицо только один текст, ритмически организованный. Необходимость в двух терминах поэтому отпадает, понятие ритмики поглощает понятие метра как видовое. Однако исследователи стремятся в ряде случаев удержать оба эти термина. Это стремление далеко не случайно: по существу оно имеет чисто идеалистические предпосылки. Отстаивая противопоставление метрики и ритма и тем самым существование М., сторонники М. (у нас А. Белый, формалисты) выдвигали учение о метре как идеальном законе организации стиха и о ритме как реальном его осуществлении в результате взаимодействия метрического "закона" и косного материала — человеческого языка, ему сопротивляющегося. Так. обр. понятие метра лишается всяких социально-исторических предпосылок, что определяет и М. как абстрактное учение об отвлеченных неисторических законах организации стиха. В этом принципиальная неприемлемость понятия метрики (и вообще противопоставления метра и ритма). Оно явно противостоит диалектико-материалистическому подходу к ритму стиха, стремящемуся в каждом данном случае раскрыть ритм как один из моментов данного классового стиля и тем самым найти его социально-историческую природу, его классовый смысл и функцию.

 Библиография:  Литература по М. носит в основной массе формалистический характер. Белый Андрей, Символизм, М., 1910; Его же, О ритме, "Горн", 1920, № 5; Его же, Ритм как диалектика и "Медный всадник", Исследование, М., 1929; Жирмунский В. М., Введение в метрику, Теория стиха, изд. "Academia", Л., 1925 (в примечаниях — иностранная и русская библиография по истории и теории стиха); Тимофеев Л., Проблемы стиховедения, Материалы к социологии стиха, изд. "Федерация", М., 1931 (гл. "Ритм и метр"); Балухатый С., Теория литературы. I. Общие вопросы, изд. "Прибой", Л., 1929, стр. 166 и след. Обширную библиографию дает статья Habermann P., Metrik, "Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte", Band II, hrsg. von P. Merker und W. Stammler; см. статьи "Стихосложение", "Ритмика", "Метр".
Л. Т.

Другие люди и понятия:

Метсанурк

МетсануркМЕТСАНУРК Майт [1879—] — псевдоним современного эстонского писателя Эдуарда Губель (Hubel). Р. в крестьянской семье. В лит-ре выступил в начале XX в. М. — писатель упадочной эстонской мелкой… Полная информация

Мецаренц

МецаренцМЕЦАРЕНЦ Мисак [1885—1908] (псевдоним Мецатуряна Мисака) — зап.-армянский поэт, романтик. Примыкал к группе поэтов "Турецкие армяне", находившейся под сильным влиянием французских… Полная информация

Меценатство

МеценатствоМЕЦЕНАТСТВО [от имени римского вельможи Мецената, умершего в 8 г. до нашей эры] — характерная для эпох господства дворянства и буржуазии материальная поддержка деятелей лит-ры и искусства… Полная информация