Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

М - М

К оглавлению

Микиельс

МикиельсМИКИЕЛЬС Альфред Жозеф Ксавье [Alfred-Joseph-Xavier Michiels, 1813—1892] — бельгийский искусствовед, литературовед и историк. Р. в Риме. Детство провел в Италии, затем переехал в Париж. Сотрудничал в различных журналах и обозрениях.
М. — прямой предшественник Тэна в области изучения искусства. Уже в раннем своем произведении "История лит-ых идей во Франции XIX в." (Histoire des idées littéraires en France au XIX siècle et de leurs origines dans les siècles antérieurs, Paris, 1842) М. пытается поставить социологические проблемы в литературоведении. Он впервые заговорил здесь о "новой науке", к-рая должна связать развитие лит-ры с общественной жизнью, о новом этапе критики, к-рая "осведомляется о мотивах и причинах" появления того или иного произведения.
Самым значительным трудом М. является 7-томная "История фламандской живописи" (Histoire de la peinture flamande, Bruxelles, 1847, издание 2-е, 1863). Здесь он формулировал задачи социологического исследования развития литературы и искусства. Желая низвести искусство "с метафизических высот на землю", М. задался целью построить научную историю искусства. Он уже знал, что ее необходимо рассматривать в тесной связи "с политическим, промышленным и социальным развитием" данной страны, что необходимо определять, "какое искусство должно соответствовать отдельным периодам в развитии человеческого общества".
Но если в формулировке задач литературоведения он являлся до известной степени новатором, то социально-исторические его построения (а следовательно и разрешение поставленных литературоведению задач) ниже того уровня, к-рый был уже достигнут в его время такими буржуазными историками, как Гизо, Тьерри и т. п. Игнорируя борьбу классов, М. не смог раскрыть закономерную связь между этапами искусства и фазами общественного развития уже потому, что движущие силы этого развития не были ему понятны. Один из предшественников буржуазного позитивизма, М. был идеологом буржуазии сравнительно отсталой в то время страны, и это не могло не отразиться на его социально-исторических представлениях вообще и концепции искусства в частности.

 Библиография:  I. Кроме указ. в тексте: Études sur l’Allemagne, renfermant une histoire de la peinture allemande, P., 1839; Les peintres brugeois, Bruxelles, 1846; L’architecture et la peinture en Europe du V-e au XVI-e siècle, Bruxelles, 1853; Rubens et l’école d’Anvers, 1854; Van Dyck et ses élèves, 1880; Memling et ses ouvrages, P., 1883.
II. Плеханов Г. В., Собр. сочин., т. X, М., 1924, стр. 302—303; Фриче В. М., Социология искусства, изд. 2-е, Гиз, М. — Л., 1929; Гурштейн А. Ш., Забытые страницы Огарева, "Литература и марксизм", 1930, № 2, стр. 39.
М. З.

Другие люди и понятия:

Микитенко

МикитенкоМИКИТЕНКО Иван Кондратьевич [1897—] — современный украинский пролетарский прозаик и драматург. Член КП(б)У, активнейший борец за пролетарскую лит-ру. Был одним из организаторов и деятелей ВУСПП,… Полная информация

Милев

МилевМИЛЕВ Гео — молодой болгарский поэт; убит фашистским правительством в софийской охранке после взрыва собора в 1925. В момент подъема коммунистического движения в Болгарии Милев был близок к… Полная информация

Миллер В. Ф.

Миллер В. Ф.МИЛЛЕР Всеволод Федорович [1848—1913] — выдающийся исследователь русского былевого эпоса, глава так наз. "исторической школы" в русской фольклористике. Профессор, с 1911 — академик. М…. Полная информация