М - М
Медея
МЕДЕЯ [собственно "Мудрая"] — волшебница, героиня древнегреческого мифа. Дочь царя Колхиды (в Закавказье) Ээта, М. помогает фессалийскому герою Язону (см. "Аргонавты") добыть "золотое руно", бежит с ним в Грецию, где своим волшебством возвращает молодость отцу Язона Эзопу. Когда же Язон, имея от нее двух детей, изменяет ей, намереваясь жениться на Креузе, дочери коринфского царя, М. жестоко мстит мужу: она посылает невесте Язона пропитанный ядами дорогой наряд, от к-рого та погибает. Затем М. умерщвляет двух своих детей. С их трупами на запряженной драконами колеснице она переносится по воздуху в Афины и становится женой царя Эгея, а позднее бежит обратно в Колхиду. Образ М. часто встречается в античной лит-ре. В Греции он привлекает внимание к концу V в. до христ. эры, когда на новом этапе развития античного государства начинают колебаться устои патриархальной семьи с властью мужа. Противоречия ломки старого быта ярко отразил в своей трактовке образа М. Еврипид (см.) в трагедии "Медея"; его М. проявляет железную силу воли и страсть, но, скованная пределами семьи, она употребляет свою энергию на борьбу за свое равноправие в семье. Иначе трактуется образ М. в эротической александрийской поэзии. Аполлоний Родосский [III в. до нашей эры] в поэме "Аргонавтика" представил М. чистой любящей девушкой, к-рой не свойственно жестокое чародейство. В Риме образ М., изображенный многими поэтами (Энний, Овидий, Лукан и др.), в трагедии сохранился у Сенеки [I в. нашей эры], где в аффектированно декламационном стиле М. показана как воплощение дикой необузданной страсти. Из французских классиков XVII в. под влиянием Сенеки находится Корнель (см.). Позже, в XVIII в., образ М. как бурной, необузданной натуры усваивается революционно настроенной поэзией "бури и натиска" (см. "Клингер"). У романтика Грильпарцера (см.) [XIX в.] образ М. получает другое толкование, отражая контраст варварства и цивилизованного мира ("Золотое руно"). В конце XIX — начале XX вв. образ М., в своей страсти преступающей все законы естества, возрождается в поэзии символистов (В. Брюсов).
Библиография: Schiller L., Medea im Drama der alter und neuer Zeit, 1865; Heinemann, Die tragischen Gestalten der Griechen in der Weltliteratur, Lpz., 1920.
Н. Дератани
Другие люди и понятия:
МЕДИЧИ Лоренцо, прозванный Великолепным [Lorenzo dé Medici il Magnifico, 1448—1492] — итальянский государственный деятель и поэт эпохи Возрождения, глава банкирского дома Медичи. Крупный меценат,…
МЕДЫНСКИЙ Г. [1899] (псевдоним Григория Александровича Покровского) — современный писатель. Р. в Козельске, Калужской губ. С 1918 — учитель, инструктор уездного ОНО. Написал ряд антирелигиозных…
Международное объединение революционных писателей. Т. 7. - 1934
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПИСАТЕЛЕЙ [МОРП, прежде Международное бюро революционной литературы] — организация, объединяющая пролетарские и революционные лит-ые силы всего мира….