Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

М - М

К оглавлению

Минаев

МинаевМИНАЕВ Дмитрий Дмитриевич [1835—18892] — поэт и переводчик. Родился в Симбирске в дворянской семье. Учился в дворянском пансионе. С 1857 начал заниматься исключительно литературной работой. Его произведения печатались в "Искре", "Будильнике", "Гудке" (в 1862 редактировал его), "Русском слове", "Современнике", "Времени", "Отечественных записках", "Деле", "Петербургском листке", "Биржевых ведомостях", "Молве" и мн. др. изданиях. Псевдонимы М. были исключительно обильны: Обличительный поэт, Темный человек, Дм. Свияжский, Майор Бурбонов, Литературное домино, Аноним, Общий друг, Перекати-поле, Гудощник, Иван Кисточкин и мн. др.
И в своей лирике и в сатирической продукции М. является одним из самых характерных и популярных представителей радикальной городской мелкой буржуазии. Попутчица революционной крестьянской демократии 60-х гг., эта прослойка мелкой буржуазии сохранила однако специфическую идеологию, защищала свои интересы, к-рые и привели ее позднее, после разгрома народничества, в лагерь буржуазного либерализма. Творческий путь М. достаточно ярко отображает эту динамику его класса. М. бесспорно сближает с Курочкиным, Ломаном и др. ряд общедемократических мотивов, издевки над сытыми барами, презрение к "переметным сумам", к шпионам правительства (например "Фискал", характерно приближающийся к "Господину Искариотову" В. Курочкина), сочувствие к угнетенным слоям общества и пр. Но уже в это время у М. обнаруживается ряд специфических особенностей, свойственных именно городскому радикалу. У М. почти начисто отсутствуют напр. крестьянские образы, он свободен от каких бы то ни было увлечений революционным народничеством, мужик иногда противопоставляется прожигающему свою жизнь барину, но быт и сознание мужика интересуют М. очень мало. Все свое внимание М. отдает образам столичной бедноты, тематике города. В этой среде он находит и своих героев — голодную женщину, кинувшуюся в воду ("Столица шумная в волненьи"), бедняков, мозолящих и мозг и руки, и свои лирические жанры ("Песня горемыки", "Песня пролетария" — последний не имеет никаких специальных черт рабочего, больше напоминает бедняка-разночинца). На все лады высмеивая антиобщественную поэзию дворянства, М. деятельно участвует в том разрушении дворянской эстетики, к-рым руководил виднейший идеолог мелкобуржуазных радикалов Писарев (пародия М. на "Евгения Онегина" не случайно совпадает в ряде своих выпадов против Пушкина с критикой этой поэмы Писаревым). В эту эпоху творчество Минаева несет значительную общественную функцию демократического протеста. Но чем сильнее наносятся удары революционному народничеству, чем более растет индиферентизм буржуазии, в глубине своего сознания довольной реформами, тем быстрее тускнеет сатира М. К 1880 она окрашивается в либеральные тона. Вместе с Вейнбергом и Бурениным (позднее докатившимся до полного ренегатства) М. все чаще и чаще занимается лит-ой поденщиной: издевки над супружеским бытом, насмешки над городской думой, мелкая журнальная полемика приближают М. к той непритязательной продукции, к-рая в эту эпоху общественной реакции бытует на страницах "Осколков" и "Стрекозы". Этот путь М. от радикализма к либерализму отражается и в его поэтических жанрах. Продукция этого чрезвычайно плодовитого писателя включает в себя малопримечательные фельетоны в прозе ["Дневник темного человека" в "Русском слове" и с "Невского берега"" в "Деле", критические статьи, комедии ("Либерал") и др.]. Однако главное внимание отдано М. поэзии. Мы найдем у него, во-первых, гражданские по своему содержанию жанры поэмы ("Бедные жильцы") и короткого лирического стихотворения, близкого по темам к лирике Надсона. В области сатиры ведущими жанрами стиля М. является стихотворная пародия на дворянских поэтов "чистого искусства", в особенности на Фета, и сатирические куплеты ("Деловые люди", "Хорошие люди") с обязательным рефреном, гибким ритмом и т. д. В 80-х годах среди его жанров все больше начинает играть роль фельетонное обозрение и различные мелкие жанры, например застольный экспромт, невзыскательные каламбуры, анекдоты и пр. Этим жанрам свойственна чрезвычайная бойкость стиха, мастерство рифмы (особенно комической: "харею-с — нотариус", "Боткина — водки на"), часто играющее самодовлеющую роль жонглирования искусным приемом.
Перу Минаева принадлежат также многочисленные переводы как из классиков (Байрона, Данте, Мольера и др.), так и из тех западно-европейских поэтов, у которых М. находил близкие для себя социальные мотивы. Так, из Бюргера он перевел стихотворение "Бедняку", из Баретт Браунинг — "Детский плач", из Барри Корнуэля — "Роковые контрасты" и т. п. Большой точностью переводы М. не отличаются.

 Библиография:  I. Перепевы, Стихотворения Обличительного поэта, СПБ, 1859 (рец.: Добролюбова — "Современник", 1860, VIII; "Светоч", 1860, I); Думы и песни и юмористические стихотворения Обличительного поэта (Темного человека), т. I, СПБ, 1863 (рец.: "Современник", 1863, XI; "Отечественные записки", 1863, VIII; "Русское слово", 1863, IV), т. II, Петербург, 1864 (Л. Н. А., Современная русская сатирическая журналистика, "Биб-ка для чтения", 1865, III); Евгений Онегин нашего времени, Роман в стихах… Темного человека, СПБ, 1863 (изд. 3-е, СПБ, 1877); Здравия желаю! Стихотворения отставного майора Михаила Бурбонова, СПБ, 1867; В сумерках, Сатиры и песни, СПБ, 1868, (рец.: Салтыкова, "Отечественные записки", 1868, V); Разоренное гнездо, СПБ, 1875; Чем хата богата, тем и рада. Песни и рифмы, СПБ, 1880; Всем сестрам по серьгам, Юмористический сборник, СПБ, 1881; Людоеды или люди шестидесятых годов, Роман в стихах, изд. 2-е, СПБ, 1881; Не в бровь, а в глаз, Сб. эпиграмм, СПБ, 1883 (изд. 2-е, СПБ, 1898), и мн. др.
II. Полное собр. сочин. Н. Михайловского, т. II, СПБ, 1907 (ст. "Из дневника и переписки Ивана Непомнящего"); Марков В., Навстречу, СПБ, 1878; Державин Н., Король рифмы, "Исторический вестник", 1914, VII, VIII; Его же, На забытых могилах, "Исторический вестник", 1909, VI; Аверкиев Дм., Литературное шарлатанство (о переводах Байрона), "Эпоха", 1865, № 2; Эвальд А. В., Воспоминания, "Исторический вестник", 1895, XII; Мартьянов П. К., Дела и люди века, т. I, СПБ, 1893 (ст. "Мои литературные знакомства"), т. III, СПБ, 1896 (ст. "Кто виноват?"); Лелевич Г., Поэзия революционных разночинцев, ГИХЛ, М., 1931.
III. Языков Д., Обзор жизни и трудов покойных русских писателей, вып. IX, М., 1905; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, М. — Л., 1924.

Другие люди и понятия:

Минерва

МинерваМИНЕРВА [Minerva] — староиталийская богиня разума, покровительница искусств и ремесл. С конца III в. до нашей эры государственный культ М. подвергается сильной эллинизации. М. отождествляется с… Полная информация

Миниатюра

МиниатюраМИНИАТЮРА — термин, заимствованный из живописи и применяемый иногда в литературоведении для обозначения небольшого по размерам драматического или лиро-эпического произведения. Термин М…. Полная информация

Минко

МинкоМИНКО Василий Петрович [1902—] — украинский писатель. Был членом лит-ой организации "Плуг" (см.). Сын крестьянина-бедняка. Р. в с. Мынкиевке Харьковской области, учился в ремесленной школе и на… Полная информация