Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

М - М

К оглавлению

Минский

МинскийМИНСКИЙ Н. [1855—] (псевдоним Николая Максимовича Виленкина) — поэт. Окончил юридический факультет Петербургского университета в 1879. Один из организаторов и деятельных участников "Религиозно-философского общества". Под влиянием революции 1905 Минский предоставил имевшееся у него разрешение на издание газеты большевикам. Однако, подписывая первую легальную большевистскую газету "Новая жизнь" в качестве редактора-издателя, фактического участия в редактировании ее, в особенности после приезда Ленина, М. не принимал (см. Воспоминания Л. Красина, М. Литвинова и др., "Новая жизнь", полный текст, Л., 1925). В связи с редактированием "Новой жизни" М. был привлечен к суду по обвинению в призыве к "ниспровержению существующего строя", арестован и эмигрировал за границу, где находится и по настоящее время.
Лит-ая эволюция М. отражает путь части мелкобуржуазной интеллигенции, колебавшейся между реакцией и революцией, буржуазией и "народом", с очевидным перевесом в сторону первой. М. начинает "гражданскими стихами", окрашенными в резко выраженные либерально-"народнические" тона. М. этого периода является типичным подражателем Некрасова. Однако над мотивами "мести" в его поэзии преобладают мотивы "печали", бессилия, разочарования в народе и его силах, бездорожья. Поэт слагает свои песни от имени "больного поколения", к-рое "не может найти в своем сердце злобы" и "полное сомнений и печали" "стоит на распутьи, не зная пути". Эпитет "больной" — его излюбленный эпитет. В этой болезненности уже содержатся элементы будущего декадентства М., — недаром одна из самых популярных гражданских "поэм" его "Белые ночи", написанная за два года до 1 марта 1881, была любимым произведением Бальмонта и Сологуба. Разгром "Народной воли" и жестокая правительственная реакция 80-х гг. усугубляют кризис "народнической идеологии" М. В 1884 в киевской газ. "Заря" № 193 он печатает нашумевший фельетон "Старинный спор", в к-ром решительно выступает на стороне защитников чистого искусства. В своем дальнейшем творчестве М. делается одним из самых воинствующих провозвестников антиобщественности, индивидуализма, "самообожествления", "оргиазма", эротики, являясь первым по времени основоположником русской "новой поэзии" — декадентства, символизма. М. создает полуфилософские, полурелигиозные "трактаты" — "При свете совести — мысли и мечты о цели жизни", "Религия будущего" — оригинальную метафизическую концепцию так наз. "мэонизма" (от греческого μηον — несуществующее), представляющую характерный сплав пережитков народнических настроений (темы "совести", "жертвы") с идеями Ницше и причудливыми построениями восточной мистики. "Мэонизм" — религия небытия — сыграл весьма видную роль в развитии "новой поэзии", явившись, по меткому выражению Плеханова, "евангелием от декаданса" — своеобразной попыткой подвести теоретическую базу под комплекс настроений и чувств так. наз. "старшего поколения" русских символистов (см. "Символизм"). Революционная волна 1905 на короткое время увлекла М.: он опубликовывает в "Новой жизни" стихотворный "Гимн рабочих", начинающийся словами "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Однако перед лицом разрастающейся революции М. начинает испытывать характерный буржуазный "страх за судьбу культуры" (это же чувство вселяет в него позднее и Октябрьская революция). В драматической трилогии "Железный призрак", "Малый соблазн" и "Хаос", опубликованной им в 1909—1912, он выдвигает особую доктрину "социал-гуманизма", равноправного союза между "детьми Вулкана" и "детьми Прометея" — рабочими и старой, якобы бесклассовой, творческой, технической интеллигенцией. Буржуазная природа социал-гуманистических идей М. до конца обнаружилась после Октябрьской революции, когда статьи М. на эту тему во французской прессе встретили самый сочувственный отклик со стороны одного из вождей французского соглашательства — Альбера Тома.
Углубленная философская насыщенность стихов М. обеспечивает ему особое место в ряде других представителей русского символизма. Но соответствующей поэтической формы выработать ему не удалось. Это делает поэзию М. исторически-промежуточным явлением между поэтами восьмидесятниками и поэтическим творчеством так наз. "младших символистов" — Бальмонта, Брюсова, Блока, Андрея Белого.

 Библиография:  I. Полное собр. стихотв., изд. 4-е, 4 тт., СПБ, 1907; При свете совести, изд. 2-е, СПБ, 1897; Альма, Трагедия в 3 д., СПБ, 1900; Религия будущего (Философские разговоры), СПБ, 1905; На общественные темы, изд. 2-е, СПБ, 1909; Малый соблазн, Пьеса в 4 д., СПБ, 1912; От Данте к Блоку, Берлин, 1922; Кого ищешь?, Берлин, 1922; Из мрака к свету, Избранные стихотворения, Берлин, 1922; Автобиография, "Новая русская книга", Берлин, 1922, № 8.
II. Шулятиков В., Этапы новейшей русской лирики, в сб. "Из истории новейшей русской литературы", М., 1910; Плеханов Г. В., О так называемых религиозных исканиях, Сочин., т. XVII, Гиз, М., 1924; Русская литература XX в., под ред. проф. С. А. Венгерова, т. I, изд. т-ва "Мир", М., 1914 [ст. ст. С. А. Венгерова, Г. Я. Полонского, Э. Л. Радлова; здесь же в т. II (М., 1915) полная библиография до 1914, сост. А. Г. Фоминым].
Д. Благой

Другие люди и понятия:

Миомандр, де

Миомандр, деМИОМАНДР Франсис, де [Frencis de Miomandre, 1880—] — современный французский писатель, один из постоянных сотрудников буржуазной еженедельной лит-ой газеты "Les nouvelles littéraires". Романы М. могут быть… Полная информация

Мирабо, де

Мирабо, деМИРАБО Оноре Габриэль Рикетти, де, граф [Mirabeau, 1749—1791] — выдающийся политический деятель, публицист, оратор, поэт. Выходец из аристократии, М. стал в эпоху Великой французской революции вождем… Полная информация

Мира де Амескуа

Мира де АмескуаМИРА де АМЕСКУА [Antonio Mira de Amescua, 1574?—1644] — испанский драматург, представитель идеологии воинствующего католицизма. Мира де Амескуа специализировался по преимуществу на разработке сюжетов из… Полная информация