М - М
Миракль
МИРАКЛЬ [франц. miracle — "чудо"] — в более широком значении слова всякая (стихотворная или прозаическая) разработка легендарного сюжета, центральным эпизодом к-рого является "чудо" — в частности "чудо богородицы" (miracle de Notre Dame). Таковы сборники стихотворных легенд "Gautier de Coincy" [кон. XII — нач. XIII вв.], "Jehan le Marchant" [ок. 1240] и ряд анонимных, приблизительно того же времени, отражающие и пропагандирующие столь характерный для этой эпохи культ женского божества — богородицы. Этот тип М. представляет собой одну из тематических разновидностей легенды (см.).
В более узком значении слова М. — небольшая драматическая форма, появляющаяся спорадически во французской лит-ре XIII—XIV вв. и разрабатывающая сюжеты эпических М., а частью и сюжеты других легенд. Всего до нас дошло сорок три М., из них сорок анонимных, в рукописи XIV в. одного из городских поэтических цехов — пюи (puy); остальные, более ранние М. тоже принадлежат поэтам городского сословия — "М. о св. Николае" (Jeu Saint Nicolas) Jehan Bodel’я из Арраса [кон. XII — нач. XIII вв.], "М. о Теофиле" Рютбёфа. Появление драматического М., свободного от связи с литургическим действом (ср. "Драма средневековая"), показательно для определенного этапа развития буржуазии. Его сентиментальная тематика, в ряде М. соприкасающаяся с тематикой "мещанской трагедии" XVIII в. (ср. напр. М. о женщине, доведенной сплетнями соседей до убийства, или М. о молодой матери, невинно осужденной за убийство нечаянно захлебнувшегося новорожденного); реализм его изображения, насыщенного множеством бытовых подробностей и являющегося ценным источником для истории быта средневекового города; его живой диалог из коротких реплик, написанных восьми- и четырехсложным стихом; его простой синтаксис и характерные вульгаризмы лексики [богородица напр. грозится дьяволу "растоптать брюхо" (М. о Теофиле)] — все это характерно для создающегося художественного стиля молодой буржуазии. С другой стороны, ряд моментов свидетельствует о слабости самосознания класса, о недостаточной самостоятельности его художественного метода: обилие элементов легендарной и сказочной тематики, социальный отбор сюжетов и действующих лиц с преобладанием феодальной аристократии над горожанином; наличие в М. форм куртуазной поэзии (куртуазные монологи, как монолог влюбленного в невестку королевича — "М. о римской императрице") М. вскрывается так. обр. как жанр переходной эпохи, как жанр гибридный. Отсюда и его малая устойчивость в лит-ре французского средневековья, где он сравнительно быстро уступает место другим малым драматическим формам — фарсу и моралитэ, более отвечающим практике нового класса как орудие прямого нападения и пропаганды
Библиография: I. Эпические М.: Les miracles de la S-te Vierge, p. G. de Coincy, éd Poquet, Laon, 1858; Jehan le Marchant, Miracle de Notre-Dame de Chartres, éd. Duplessis, Chartres, 1855; "Romania", 29 (1900), ст. P. Meyer. Драматические М.: Миракли Jehan Bodel и Рютбёфа — Monmerqué L. et Michel F., Théâtre français au moyen âge, P., 1839; Рукописи М. XIV в. опубликованы полностью в серии "Société des anciens textes français". На русском яз. "М. о Теофиле" Рютбёфа пересказан А. Блоком. См. также "Драма", "Рютбёф", "Французская литература".
R. S.
Другие люди и понятия:
МИРАКЯН Ваган [1875—] — армянский поэт. По профессии педагог. Начал писать в 90-х годах, печатался в журн. "Ахпюр" и "Тараз" под псевдонимом Мир-Коно. Большую популярность Миракян приобрел…
МИРБО Октав [Octave Mirbeau, 1848—1917] — французский писатель. Р. в Тревьере в буржуазной семье, воспитывался в ваннском иезуитском коллеже, развращающее влияние к-рого изобразил впоследствии в романе…
"МИР БОЖИЙ" — ежемесячный журнал, выходивший в Петербурге с 1892 по 1906. Редакторы: до 1902 — В. П. Острогорский, затем Ф. Д. Батюшков. В первые годы существования журнал ставил специальные задачи…