М - М
Мирный
МИРНЫЙ Панас (псевдоним Афанасия Яковлевича Рудченко) [1849—1920] — украинский писатель. Р. в семье мелкого чиновника в г. Миргороде. Сорок лет служил чиновником в полтавской казенной палате. Печататься начал в 1872 в журнале "Правда" в Галиции. Был под сильным влиянием Драгоманова. Выступив продолжателем традиций украинского этнографически-бытового натурализма в духе Марко Вовчка, М. вскоре определился как реалист с уклоном к психологизму, эволюционируя в своем творческом развитии к социальной повести и роману. Произведения М. раннего периода представляют очерки из жизни крестьянства и интеллигенции.
Уже в произведении "Лихі люди" Мирный проявляет симпатии к политическим воззрениям раннего Драгоманова, представлявшим собой смесь бакунизма и лавризма с либерализмом. Выступая против развивающегося капитализма, идеологом которого в украинской лит-ре был в то время Левицкий-Нечуй, М. противопоставляет этому "духу предприимчивости" (капитализму) "вольные громады" (общины) — бакунински-анархические коммуны. Эту тенденцию автор выражает устами близкого ему героя — Жука. Деревню М. противопоставляет неприемлемому для него городу — оплоту капитализма. Отрицательное отношение к последнему характерно для его творчества в целом, но особенно это сказалось в большом романе "Повія" (Проститутка, 1883). Тема проституции как социального зла капиталистического общества разрабатывается писателем и в ряде более мелких произведений ("Лихий попутав", "Морозенко" и др.), но в этом романе получает углубленное синтетическое выражение. "Повія" — олицетворение капиталистического общества. Социальный антагонизм между капиталистическим городом и деревней развернут в романе четко и конкретно. Христя Притыкивна — героиня романа — вынуждена оставить деревню и отправиться в город искать работу. Не найдя ее, она становится проституткой. Капиталистический город в представлении М. полностью разлагается и в свою очередь разлагает деревню.
Своего расцвета М. достиг в романе "Хіба ревуть воли, як ясла повні" [1880], написанном совместно с его братом Иваном Рудченко (псевдоним Билык) на тему о капитализации и классовом расслоении деревни. Жестоко эксплоатируемое крестьянство уподобляется в романе измученной скотине. Оно лишь стихийно протестует против гнета помещиков и капиталистической эксплоатации деревни. Герой романа — бедный крестьянин Чипка — после ряда тщетных попыток улучшить положение своей семьи и крестьянской бедноты становится разбойником и впоследствии ссылается в Сибирь, где и погибает. Крестьянский стихийный протест у М. безнадежен. Писатель не видит никакого выхода из положения. Объективно роман М. указывает на то, что революционное движение крестьянства в отрыве от пролетариата и без его руководства не может увенчаться успехом. Революция 1905 получила отражение в повести "Сні", где борьба крестьянства за землю показана в духе либерального народничества. Творчество М. в целом испытало на себе влияние идеологии народничества, отражавшего интересы мелкого товаропроизводителя; однако следует заметить, что писатель, ясно осознавая необходимость наделения крестьян землей как неотложную задачу, все же не встал на революционный путь. Этот путь даже не привлекал творческого внимания писателя.
В периоды петлюровщины и гетманщины М. прокламировал себя сторонником Петлюры ("Лит-ый архив", кн. I—II, стр. 78). Ряд еще не опубликованных произведений писателя хранится в одном из музеев на Украине.
Библиография: I. Твори, 3 чч., Київ, 1903—1907; Твори, Ред. и вступ. статья та примітки Ів. Ткаченко, тт. I, II, V, ДВУ, Харків, 1928.
II. Петров Н., Очерки истории украинской литературы XIX ст., Киев, 1884; Огоновський О., История літератури руської, ч. 3, вып. II, Львів, 1893; Стешенко І., Панас Мирний, "Літературно-науковий вістник", 1914, кн. VII—VIII. Рецензии: Бойко В., "Критика", 1928, II; Пилипчук Д., Характерний зразок суб’эктивної соціології, "Літературна газета", 1929, № 12; Рудинська Е., Листи Василя Горленка до Панаса Мирного, 1883—1905, Київ, 1928 (Укр. акад. наук, "Збірник іст. філ. від."); Коряк В., Нарис історіі української літератури, т. II, Харків, 1929.
И. Т.
Другие люди и понятия:
МИРО́ Габриель [Gabriel Miró, 1879—1930] — испанский писатель. Учился в иезуитской коллегии и в валенсианском университете, юрист. Художник интимных, самоуглубленных и спиритуалистических…
МИРОВАЯ СКОРБЬ [немецкое Weltschmerz] — термин буржуазного литературоведения; обозначает комплекс пессимистических настроений, проникающих творчество некоторых писателей конца XVIII и первой трети…
МИР-ТАКИ Мухаммад [1713—1810] — один из двух (второй — Сауда) самых знаменитых поэтов лит-ры урду в XVIII в. Происходил из религиозной знати. Был типичным "придворным" поэтом эпохи разложения…