М - О
Мятлев
МЯТЛЕВ Иван Петрович [1796—1844] — поэт. Р. в богатой помещичьей семье. Был камергером. Автор ряда лирических стихотворений (наиболее удачные из них — "Восторг" и "Фонарики-сударики", стилизованные в духе мещанской народности, — сделались любимыми песнями тогдашней мастеровщины).
Наиболее крупное произведение М. — юмористическая поэма "Сенсации и замечания г-жи Курдюковой за границей, дан л’этранже" (1840—1844, 3 тт.), написанная в манере макаронической поэзии (см.): "Автор заставляет русскую провинциальную барыню путешествовать по Европе и рассказывать свои впечатления пестрым яз., составленным из смеси русских слов с французскими, к-рые написаны русскими же буквами и от этого при произношении производят звуки, им не свойственные" (Белинский). Поэма М. имела большой успех, который следует приписать легкости стиха, остроумию наблюдений, но успех "Г-жи Курдюковой" не был продолжительным. На творчестве М. лежит печать бездумья. Творчество М. является характерным продуктом салонной среды; отсюда та легкая насмешка над неуклюжим дворянским мелкопоместьем, к-рой пронизаны "Сенсации и замечания".
Здесь нечего искать каких-либо ярких антидворянских мотивов: ценность произведений М. — в зарисовках дворянского быта, к-рыми они изобилуют, и в лит-ой остроте его пародий ("Гугеноты"), эпиграмм, посланий, сыгравших немалую роль в низвержении романтических штампов. "Стихотворная болтовня" М. — прямой предшественник фельетонных обозрений и пародий Эраста Благонравова (Алмазова) и "Нового поэта" (И. Панаева). Некоторые связующие нити найдутся у нее и с обличительными куплетами шестидесятников — Д. Минаева, Курочкина, Конрада Лилиеншвагера (Н. Добролюбова), хотя у этих последних незлобная насмешка М. закономерно уступила место иронии и сарказму, не говоря уже о подчеркнуто-антидворянской тенденции их стихотворений.
Библиография: I. Полное собр. сочин., 2 тт., СПБ, 1857; То же, Киев, 1893; То же, 3 тт., М., 1894; Новое роскошное изд. "Сенсаций и замечаний г-жи Курдюковой", с воспроизведением рисунков Тимма, изд. А. С. Суворина, СПБ, 1907.
II. Белинский В. Г., "Отечественные записки" (рецензия на сб. "100 русских литераторов", т. II) — перепеч. в "Сочин." Белинского, изд. Солдатенкова и Щепкина, ч. 4; "Биб-ка для чтения", 1857, М., № 143 (рецензия В. Водовозова); Амфитеатров А., Мятлев и его поэзия, ст. к т. I "Полного собр. сочин.", М., 1894; Голицына В., Шутливая поэзия Мятлева и стиховой фельетон, сб. "Русская поэзия XIX в.", под ред. и с предисл. Б. М. Эйхенбаума и Ю. Н. Тынянова, изд. "Academia", Л., 1929.
III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917.
А. Ц.
Другие люди и понятия:
НААПЕТ Кучак — средневековый армянский поэт. Лит-ое наследие Н. сравнительно небольшое: до нас дошли гномические отрывки, гл. обр. четверостишия, интимные песни и ряд песен изгнанника. Наиболее…
НАГРОДСКАЯ Евдокия Аполлоновна — писательница, дочь Е. Я. Головачевой-Панаевой (см. "Панаева") и А. Ф. Головачева. Типичная выразительница мещанской идеологии начала столетия. После…
НАДЕЖДИН Николай Иванович [1804—1856] (псевдоним Никодим Недоумко с Патриарших прудов) — русский лит-ый критик 30-х гг. прошлого столетия, профессор словесных наук Московского университета. Р. в…