М - О
‘Новый мир’
"НОВЫЙ МИР" — ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал, изд. "Известий ЦИК СССР и ВЦИК". С 1925 издавался под ред. А. В. Луначарского и И. И. Степанова-Скворцова, а с 1926 — их же и В. П. Полонского, к-рый являлся (с небольшим перерывом с апреля по август 1928) ответственным редактором журнала до ноября 1931. С 12-го номера 1931 журнал издается под ред. И. М. Гронского, А. Г. Малышкина и В. И. Соловьева, а с № 5 1932 по настоящее время — под ред. И. М. Гронского (ответственный редактор), А. И. Безыменского, Ф. В. Гладкова, В. В. Григоренко, Л. М. Леонова, А. Г. Малышкина и В. П. Ставского.
"H. м." явился следующим за "Красной новью" (см.) журналом, объединяющим кадры советских писателей. В "Н. м." в 1925—1931 печаталась творческая продукция гл. обр. уже выявившихся, квалифицированных писателей в большинстве из числа так наз. "попутчиков". Печатались произведения Л. Леонова, А. Малышкина, М. Шагинян, Н. Огнева, Л. Сейфуллиной, А. Толстого, В. Лидина, Б. Лавренева, Б. Пильняка, П. Романова, М. Пришвина, Б. Пастернака, П. Слетова, С. Сергеева-Ценского, С. Клычкова. Значительно меньшее участие в журнале принимали пролет. писатели — сотрудничали преимущественно писатели группы "Кузница": Ф. Гладков, Г. Никифоров, А. Новиков-Прибой и др.
Художественный материал, помещавшийся в журнале, шел "самотеком" и оказывался крайне разнородным. В 1930 и 1931 "Н. м." напечатал такие произведения, как "Соть" Л. Леонова, "Гидроцентраль" М. Шагинян, "Могила неизвестного солдата" В. Лидина и др., свидетельствующие об идейном приближении лучшей и большей части советских писателей к пролетариату. Но наряду с этим в 1931 печатались и такие по существу реакционные рассказы и повести, как "Сказочное имя" С. Сергеева-Ценского, "Неизвестный камыш" Н. Зарудина, "Зирка" Н. Смирнова, "Величие и падение Андрея Полозова" Я. Рыкачева, "Новогодняя ночь" С. Спасского. В отделе очерков "Н. м." сотрудничали квалифицированные советские очеркисты, публицисты и прозаики, но и здесь нередко бывали прорывы (напр. очерки Б. Пильняка и А. Платонова). Ошибкой "Н. м." был недиференцированный подход к писателям и отсутствие существенной помощи в их идейно-творческой перестройке.
Литературно-критический отдел "Н. м." до 1930 возглавлялся последователями А. Воронского, входившими в группу "Перевал", — А. Лежневым, Д. Горбовым, Н. Замошкиным, С. Пакентрейгером, Н. Смирновым. В критических статьях указанных сотрудников "Н. м." художественное творчество толковалось идеалистически, преобладал импрессионистический и формалистский подход к литературному произведению, затушевывалась классовая борьба в литературе, было явное непонимание лит-ой современности и стоящих перед ней задач. Черты этой "перевальской" методологии наличествовали и в многочисленных критических и теоретических статьях самого редактора — В. Полонского. Даже и в 1931 в критическом отделе были часты рецидивы воронщины, переверзевщины, формализма меньшевистской эстетики.
В 1932—1933 (при новой редакции) "Н. м." помещает ряд значительнейших произведений пролетарских и советских писателей: М. Шолохова ("Поднятая целина"), Ф. Гладкова ("Энергия"), Л. Леонова ("Скутаревский"), А. Новикова-Прибоя, А. Толстого, В. Лидина, П. Павленко, Г. Никифорова, М. Чумандрина, Б. Ясенского и др. В 1933 журнал уделяет большое внимание драматургии, печатая пьесы А. Толстого и А. Старчакова ("Патент № 119"), В. Вишневского ("Оптимистическая трагедия"), Тренева ("Опыт") и др. В своей художественной части "Н. м." является сейчас одним из лучших и передовых журналов, хотя редакция "Н. м." и в этом году не избежала ошибок, поместив стихотворение С. Мандельштама, повесть Л. Гроссмана "Бархатный диктатор" и некоторые другие произведения.
Слаб в настоящее время в "Н. м." раздел критики. В 1932 он был сведен почти на-нет и заменен печатанием материалов из "Литературного архива" (письма Бальзака, Флобера и пр.). В 1933 отдел критики немного расширяется, но его недостатком остается случайность печатаемого материала и методологическая разнородность статей. Без всяких редакционных примечаний в отделе "Писатели о писателях" помещены методологически неверные, превратно истолковывающие проблемы современной лит-ой действительности статьи А. Белого "Поэма о хлопке" (о поэме Г. Санникова), статья С. Сергеева-Ценского "Цусимой рожденный" (о А. Новикове-Прибое) и некоторые другие.
Библиография: Усиевич Е., Под флагом нейтральности, "Правда", 1932, № 30; То же, "Марксистско-ленинское искусствоведение", 1932, № 3; Прозоров А., Критический отдел "Нового мира", "На литературном посту", 1931, № 33; Жданов В., Критика и библиография в "Новом мире", "Книга и пролетарская революция", 1933, № 4—5.
А. Прозоров
Другие люди и понятия:
НОДЬЕ Шарль [Charles Nodier, 1780—1844] — французский писатель. Происходил из провинциальной мелкой буржуазии; отец его в эпоху Великой французской революции был председателем революционного трибунала…
НОМБЕРГ Г. Д. [1872—1927] — еврейский мелкобуржуазный писатель, публицист и общественный деятель. Р. и воспитывался в польско-еврейском местечке в весьма ортодоксальной зажиточной семье (до 18 лет…
НОРВИД Киприян Камиль [Cyprjan Kamil Norwid, 1821—1883] — польский писатель, поэт, мыслитель, живописец. Деклассированный шляхетский интеллигент, при жизни не признанный. Умер в польском благотворительном…