М - О
Нодье
НОДЬЕ Шарль [Charles Nodier, 1780—1844] — французский писатель. Происходил из провинциальной мелкой буржуазии; отец его в эпоху Великой французской революции был председателем революционного трибунала в Безансоне. Революционные настроения юности сменились впоследствии у Н. игрой в революционера, члена мнимых тайных обществ. В 1802 Н. пишет стихотворный памфлет против Наполеона. Впоследствии стал сторонником Наполеона и получил место в его администрации, но при Реставрации выдавал себя за жертву Империи.
Н. написал несколько романов ["Жан Сбогар" (Jean Sbogar, 1818); "Зальцбургский живописец" (Peintre de Saltzbourg, 1803)], но более характерный для него жанр — фантастическая новелла, дробящаяся в "кошмарную" новеллу ["Смарра" (Smarra, 1821); "Лорд Рётвин, или Вампиры" (Lord Rutween, ou Les vampires, 1820)], фейную сказку ["Фея крошек" (La Fée aux miettes, 1832); "Трильби" (Trilby, 1822)] и религиозную легенду ["Легенда о сестре Беатриче" (La légende de sœur Béatrix)]. B этих произведениях Н. являлся проводником иноземных лит-ых влияний на французскую романтику, поскольку они были ей социально родственны.
В 1824 Н. был назначен библиотекарем Арсенала, и его квартира сделалась местом первого объединения французских романтиков ("Сенакль"), где преобладали представители дворянской лит-ры 20-х гг. Печатным органом "Сенакля" Н. был журнал "Французская муза" (La muse française) католического и монархического направления. "Сенакль" Н. сыграл значительную роль в борьбе новой школы против классицизма, но распался к началу 30-х гг., когда после Июльской революции завершилась диференциация дворянского и мелкобуржуазного романтизма.
Творчество Н. полно противоречий. Наряду с мистицизмом, продуктом которого является фантастическая новелла Н., y него уживаются материалистические тенденции XVIII в., наряду с реакционными высказываниями — некоторые социальные идеи Великой французской революции ("Жан Сбогар"). В противоположность своему лиризму и неистовому разгулу фантастики Н. пользуется ясным, точным, суховатым яз. XVII в. Усвоив ряд романтических особенностей, он сохраняет влияние Кребильона-сына и Стерна.
Н. был выразителем тех слоев мелкой буржуазии, к-рые рано разочаровались в революции и всегда с опаской относились к реакции. В своей лит-ой и общественной практике он всегда держался вдали от активно борющихся и никогда в своей оппозиционности к власти не проходил тех границ, к-рые лишают возможности устроиться у нее на службе. В течение 30 лет он был пропагандистом всех лит-ых мод, но не создал ни одного направления. В "свободу" романтиков он вкладывал смысл: свобода не от классических канонов, а от каких бы то ни было лит-ых принципов. Именно поэтому он после распада первого кружка романтиков был в одинаковой степени оставлен как реакционными, так и либерально-демократическими романтиками.
Библиография: I. Œuvres de Ch. Nodier, éditions Renduel, 12 vv., P., 1832—1834; Жан Сбогар, Вступ. статья И. М. Нусинова, "Academia", 1934.
II. Де-Ла-Барт Ф. Г., Разыскания в области романтической поэтики и стиля, Киев, 1908; Salomon M., Ch. Nodier et le groupe romantique, P., 1908; Larat J., La tradition et l’exotisme dans l’œuvre de Ch. Nodier, P., 1923.
III. Larat J., Bibliographie critique des œuvres de Ch. Nodier, P., 1923.
Ю. Д.
Другие люди и понятия:
НОМБЕРГ Г. Д. [1872—1927] — еврейский мелкобуржуазный писатель, публицист и общественный деятель. Р. и воспитывался в польско-еврейском местечке в весьма ортодоксальной зажиточной семье (до 18 лет…
НОРВИД Киприян Камиль [Cyprjan Kamil Norwid, 1821—1883] — польский писатель, поэт, мыслитель, живописец. Деклассированный шляхетский интеллигент, при жизни не признанный. Умер в польском благотворительном…
НОРДАУ Макс [Max Nordau, 1849—1923] — псевдоним немецкого писателя Макса Зидфельда. Р. в Будапеште в семье еврейского учителя. В 1872 окончил медицинский факультет, но уже со студенческой скамьи начал…