М - О
‘На литературном посту’
"НА ЛИТЕРАТУРНОМ ПОСТУ" — журнал, издававшийся РАПП (ред. Г. Лелевич, Б. Волин, С. Родов) в Москве. Возник из реорганизованного журн. "На посту". Журн. "На посту" вел борьбу за пролет. лит-ру против буржуазных воззрений в лит-ре и литературоведении и в этой борьбе сделал ряд крупных литературно-политических и теоретических ошибок. Разногласия в напостовстве резко выявились после опубликования в 1925 резолюции ЦК по вопросам лит-ры. После резолюции ЦК от руководства отстраняются Г. Лелевич и С. Родов. Вместо журнала "На посту" с апреля 1926 начал выходить двухнедельный журнал "На литературном посту" под ред. Л. Авербаха, Ю. Либединского, Б. Волина, Ф. Раскольникова и М. Ольминского. С № 20—21 в 1928 отстраняются Б. Волин, Ф. Раскольников, М. Ольминский. Руководят журналом Авербах, Ермилов, Сутырин, Киршон, Фадеев, Либединский. С № 19 [1929] редакция пополняется Н. Шушкановым, а с № 17 [1930] — Ф. Панферовым. С 1931 в связи с организацией специального литературно-теоретического журнала "РАПП" "Н. л. п." был сделан журналом массовой рабочей критики.
"Н. л. п." вел развернутую борьбу с буржуазной лит-рой и критикой, с капитулянтскими и оппортунистическими течениями, боролся с контрреволюционным троцкизмом в литературоведении, с воронщиной, с горбовщиной, с буржуазным формализмом, с бухаринской школой (Слепков, Ионов, Астров) по вопросам культурной революции. Однако эта борьба "Н. л. п." с враждебными течениями не была последовательной и не всегда отвечала принципам ленинизма. В противовес троцкистскому обоснованию невозможности создать пролетарскую литературу в период диктатуры "Н. л. п." вел борьбу за гегемонию пролет. лит-ры. Однако одновременно на страницах журнала нашла себе место грубейшая теоретическая и политическая ошибка руководства РАПП (Авербаха в особенности), ошибка в вопросе о социалистическом характере пролетарской лит-ры, механическое противопоставление социалистической культуры культуре пролетарской. В противовес Воронскому с его взглядами на подсознательное, на сферу непосредственных чувств как основу художественного творчества, "Н. л. п." подчеркивал решающее значение мировоззрения писателя. И все же на теоретической линии журнала сказалось влияние воронщины. Преувеличение роли подсознательного момента в художественном творчестве, теория непосредственных впечатлений Ю. Либединского, конкретные проявления влияний воронщины притупляли борьбу журнала с идеалистическим истолкованием природы творчества. Журнал принял активное участие в разоблачении меньшевистской теории и практики переверзевской школы, в борьбе с Литфронтом, вскрывал его ликвидаторскую сущность. "Н. л. п." отразил существеннейшую ошибку РАПП последнего периода — недоучет политической диференциации попутчиков и соответственно неправильную политику по отношению к ним. Журнал игнорировал поворот интеллигенции в сторону активной защиты социализма, культивировал на своих страницах вульгаризаторский "левацкий" рапповский лозунг — "не попутчик, а союзник или враг". Требование четкого классового анализа художественного творчества, определения социальной функции его делало критику "Н. л. п." воинственной, но превращалось зачастую в окрик на писателей и левацкое отрицание значения творчества того или другого писателя. Линия "Н. л. п." по творческим вопросам содержала в себе принципиально верную установку на реализм, но не была свободна от ряда существенных извращений. Раскрывая содержание реализма, "Н. л. п." развил на своих страницах ошибочную теорию "живого человека" в лит-ре; этой теорией он пытался исчерпать проблему творческого реализма, а на деле зачастую скатывался к идеалистическим позициям и к отрыву индивидуальной психологии от классовой практики. Заостряя проблему творческого освоения наследства прошлого, журнал в соответствии с своим ошибочным истолкованием реализма ориентировался на тех писателей-классиков, которые были мастерами исчерпывающего, самодовлеющего психологического анализа, давали образцы "диалектики души" (Л. Толстой, Флобер). В результате вместо правильного ленинского отношения к лит-ому наследству "Н. л. п." проявил некритическое отношение к ряду писателей, в частности к Л. Толстому. Универсальное значение приобрел в журнале лозунг "срывания всех и всяческих масок". Правильный в своем конкретном и ограниченном значении по отношению к разоблачению классовых врагов, лозунг "срывания всех и всяческих масок" был расширительно и абстрактно истолкован и в таком виде был глубоко неверным.
На линии журнала серьезным образом отразилась та кружковщина, к-рая была свойственна руководству РАПП и к-рая особенно отчетливо проявилась в последние годы существования организации. Эта кружковщина нашла себе выражение, с одной стороны, в захваливании ошибочных произведений пролетарских писателей, входивших в РАПП (напр. "Рождение героя" Либединского и др.), а с другой — в явно кружковом, нетерпимом отношении к писателям, расходившимся с руководством РАПП в литературно-политич. вопросах (Панферов, Ставский). Журнал не только переставал быть фактором, способствовавшим росту советск. лит-ры, но становился серьезным препятствием этому росту. После постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 о перестройке литературно-художественных организаций и ликвидации ВОАПП вышли лишь два-три номера журнала.
Линия поведения журнала прежней редакции и после постановления ЦК ВКП(б) осталась "гнилой политиканской линией „пассивного“ сопротивления" директивам ЦК [см. ст. "Не на посту" в № 23 (192) "Литературной газеты" от 23 мая 1932 и ст. "Угнетенная невинность" в "Правде" от 14 мая 1932, № 132 (5297)].
Библиография: Указатели к "Н. л. п.": Предметный и именной указатель за 1927—1928 гг., [М.], Гиз, [1929]; То же, за 1929 г., "На литературном посту", 1930, № 2.
Другие люди и понятия:
НАЛЬ и ДАМАЯНТИ — главные действующие лица знаменитого "эпизода о Нале" (Nalopākhyāna), включенного в третью книгу древнеиндийского эпоса Махабхараты (см.) — так наз. "лесной раздел"…
НАНСЕН Петер [Nansen, 1861—1918] — датский писатель-журналист; видный капиталист, глава крупнейшего датско-норвежского изд. Гипдельдаля [1896—1916]. Его культ минутных настроений, повышенный интерес к…
НАПОСТОВСТВО — группа пролет. писателей, издававших в 1923—1925 журн. "На посту" под. ред. Б. Волина, Г. Лелевича, С. Родова. Борясь за создание пролетлитературы, против ликвидаторских теорий А….