М - О
Неверов
НЕВЕРОВ Александр Сергеевич [1886—1923] — писатель. Р. в с. Новиковке, Мелекесского у., Самарской губ., в семье крестьянина, б. унтер-офицера лейб-гвардии уланского полка. Отец Н. позднее отошел от деревни и служил в городе швейцаром и т. д. Сам Неверов жил в деревне у деда, занимался земледелием, затем работал в городе (в типографии, в лавке), поступил в учительскую семинарию, кончил ее и около 10 лет был народным учителем. С 1906 начал печататься. В революции Н. принимал активное участие (член Самарского совета солдатских депутатов). Сотрудничал в ряде советских газет, с 1922 жил в Москве.
Творчество Н. неразрывно связано с деревней и ярко отражает классовую борьбу в ней до и после революции, в частности в период гражданской войны. Наиболее крупные его произведения — "Гуси-лебеди", "Ташкент — город хлебный", "Бабы", "Марья-большевичка", "Андрон Непутевый". Восторженно приветствовав Октябрьский переворот, Неверов посвятил все свое творчество отражению процесса революционного изменения уклада жизни деревни. В произведениях Неверова ярко показаны борющиеся силы деревни — революционная, активно действующая бедняцко-батрацкая часть, испытывающее колебания середнячество, контрреволюционное кулачество. Неверов с большой симпатией и внимательностью рисовал происходившее в условиях советской действительности пробуждение революционной активности бедноты, прежде задавленной кабальным существованием (Андрон, Федякин, Марья). Слабая сторона творчества Неверова в том, что революционную ломку деревни Неверов показывал вне связи ее с городом, упустил руководящую роль пролетариата. Сказались в его произведениях также нотки гуманизма, пережитки народнических воззрений. Даже в "Гусях-лебедях", где с наибольшей яркостью показано классовое расслоение деревни, о гражданской войне дано представление как о войне братоубийственной, войне между сыновьями единой матери-земли. Мотивы жалости выражены в отношении к прошлому: "И жалеть нельзя, и не жалеть нельзя" ("Андрон Непутевый"). Давая ряд отдельных революционных образов (Федякин — "Гуси-лебеди", Марья — "Марья-большевичка"), Неверов в то же время не поднимался до больших революционных обобщений. Чрезвычайно большое внимание отводил Н. сельской интеллигенции (преимущественно учительству — ему посвящена значительная часть произведений Н.: "Учитель Стройкин", "Серые дни", "Страх", "Без цветов", "Дети", "Шапка с пером", "Шкрабы", отчасти "Гуси-лебеди" и др.) значение к-рой в революции писатель преувеличивал. Особенности творчества Н., с одной стороны, — революционное устремление, отражение классовой диференциации деревни, раскрытие контрреволюционности кулачества; с другой — нечеткость в понимании конечных социалистических целей революции, значения коммунистической партии, наличие элементов "стихийности". По своей классовой основе Н. — выразитель идей и чаяний бедняцкой части крестьянства, ставшей на защиту завоеваний Октября. Творчество Н. имело большое плодотворное значение для формирования послеоктябрьской крестьянской лит-ры. Оно давало положительный пример умения писателя обрисовать социальную физиономию революционной деревни, намечало своеобразие крестьянской литературы и тем самым как бы открывало собою богатую по результатам своего развития литературу о социалистическом преобразовании деревни.
Хорошее знание деревни, ее быта, языка и т. д., яркое, хотя и неполное отражение классовой борьбы в ней, общая революционная настроенность — все это делает творчество Н. ценным для нашего времени. Марксистская критика занималась Н. мало и бегло.
Библиография: I. Полн. собр. сочин., 7 тт., изд. "ЗиФ", М. — Л., 1926 (неск. изд.); Избранное, 2 тт., изд. Московского т-ва писателей, М., 1933.
II. Александр Неверов, изд. "Никитинские субботники", М., 1928 (статьи Г. Якубовского, Л. М. Клейнборта, Е. Ф. Никитиной, С. В. Шувалова, В. Л. Львова-Рогачевского, В. Евгеньева-Максимова, А. К. Воронского, С. Ингулова, П. И. Лебедева-Полянского, Т. Николаевой, Г. Горбачева, Н. Н. Фатова, А. Дорогойченко, К. Чужака); Тимофеев Л., Творчество Неверова, "Русский яз. в советской школе", 1930, № 1.
III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, Гиз, М. — Л., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928.
Л. Тимофеев
Другие люди и понятия:
НЕГРИ Ада [Ada Negri, 1870—] — итальянская поэтесса. Р. в семье крестьянина-батрака в год объединения Италии. Лит-ая деятельность Н. началась в период, когда с ростом промышленности среди молодого…
НЕГРИТЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. — Под Н. л. мы подразумеваем лит-ру, созданную неграми в любой стране и на любом языке. Больше всего Н. л. развилась в САСШ на англо-американском яз. и негро-американском…
НЕГРСКИЕ ЯЗЫКИ (негро-африканские, африканские) — общий термин для яз. темнокожих народностей Африки (испанск. negro — "черный"). I. Классификация африканских яз. при их многочисленности и…