М - О
Нексе
НЕКСЕ Мартин Андерсен [1869—] — известный датский писатель. Р. в Копенгагене, в семье каменщика. С девяти лет начинает самостоятельно зарабатывать: работает пастухом, батраком, поступает в ученики к сапожнику. С 20 лет Н. — каменщик. Все это время Н. упорно занимается самообразованием, посещает одно время вечернюю школу для рабочих, сдает экзамен на народного учителя. В 1891 выходит первое печатное произведение Н. "Тени". Н. одинаково хорошо известны труд и быт датского рабочего, ремесленника и сельскохозяйственного пролетария. Все его творчество является прекрасной иллюстрацией к хозяйственной и отчасти политической жизни современной ему Дании. Писатель шаг за шагом показывает внедрение нового капиталистического способа производства, превращение кустаря в рабочего, мелкого земледельца в сельскохозяйственного пролетария. Значительное место в его творчестве занимают безработные, люмпенпролетарий, ремесленник, утерявший свою самостоятельность, крестьянин, прогнанный с своего участка земли. Всех их объединяет стремление во что бы то ни стало сохранить свою кажущуюся свободу. Герой становится полубродягой, к-рый работает время от времени ровно столько, чтобы не умереть с голоду ("Бигум — деревянная нога", "Гарибальди" и др.), и кончает свою жизнь в ненавистном рабочем доме ("Царь Навуходоносор"). Н. относится к нему с большой любовью как к носителю отвлеченного стремления человека к свободе. Индивидуалистическое бунтарство в ряде произведений Н. является единственной формой борьбы против существующего строя. Своеобразный анархо-индивидуализм, к которому в своих отношениях к окружающей действительности приходят его персонажи, сочетается у Н. однако с правильной классовой оценкой современного общества, с подачей им материала, пропитанного классовой ненавистью к эксплоататорам. С большим знанием дела показана вся сложная машина кулацко-капиталистической эксплоатации, равно губительная как для подмастерья, так и для подпаска. Н. не может пройти равнодушно мимо эксплоататора, будь то городской буржуа или фермер, не показав основ его благополучия. Однако в творчестве Н. дает себя заметно чувствовать разрыв между правильным показом капиталистической действительности и политическими выводами. В своем большом произведении "Пелле-победитель" [1906], переведенном на все европейские яз. Н. развернул широкую картину роста рабочего движения в Дании, отобразив историю датской соц.-дем., условия развития этого движения, методы борьбы капиталистов с попытками рабочего класса организоваться (увольнения, локауты, система премий, переманивание менее устойчивых элементов и т. д.). Передавая даже в основном правильно настроения рабочей массы, Н. в политических выводах и обобщениях подпадает под влияние оппортунистических идеологов II Интернационала. Пелле принципиально против вооруженных выступлений, политическая борьба вообще вне поля его зрения. Всеобщее равенство и социализм, о к-рых он мечтает, где-то далеко и недосягаемы. Задачу сегодняшнего дня герой романа, а вслед за ним и сам писатель, видит в профессиональной организации рабочих, с к-рой вынуждены были бы считаться капиталисты. "Мы должны организоваться и надеяться на время", — призывает Пелле, уповая на мирный переворот.
"Я не думаю, чтобы революция могла привести к чему-нибудь хорошему", — говорит он своему другу Мартину, носителю революционных идей, воплощающему для Нексе "анархическое разрушительное начало" в противовес Пелле, "натуре созидающей". Чрезвычайно характерна для этого близкого пролетариату писателя трактовка взаимоотношений массы и героя. Отображая настроения пролетарской массы, он показывает ее гораздо более революционно настроенной, нежели ее реформистский вождь, в политическую программу которого революционное выступление массы не укладывается. Однако герой — в центре всех событий, а масса — покорная в его руках сила. Подчиненность Н. в предшествующий период идеологии мелкой буржуазии объясняется тем что он — рабочий-писатель страны экономически отсталой — отображает в своем творчестве мировоззрение не индустриального пролетариата, а пролетария мелких мастерских города, батраков и поденщиков, еще недавно связанных с частной собственностью. Отсюда переоценка роли отдельной личности и разрыв между действительным отображением капиталистической эксплоатации и теми политическими выводами, к к-рым приходят герои Нексе.
Недостаточная зрелость пролетарского мировоззрения определяет и художественную характеристику Нексе. Н. в большинстве случаев дает конкретные высокохудожественные описания окружающих его явлений, проявляя характерное для него обостренное внимание к социальной проблематике, но редко ему удается претворить богатый запас своих наблюдений в синтетическую картину классовой борьбы. Борьба с эксплоататорами сводится у него в большинстве случаев к отдельным фактам из биографии его героев. Герои Н. — чрезвычайно типичные представители указанных слоев пролетариата, но не показана неразрывная взаимная связь каждого пролетария в его лучших устремлениях с его классом. Главный герой Н. — Пелле ("Пелле-победитель"), к-рый должен явить собою вождя пролетариата, — зачастую противопоставляется массе.
Несмотря на долголетнее влияние оппортунистической датской соц.-дем., в вопросах империалистической войны и пролетарской революции в России Н. решительно становится на сторону революции. В 1923 он предпринимает поездку в СССР; впечатлениям от этой поездки "на родину пролетариата всего мира" посвящена его книжка "На рассвете" [1923]. Произведение это свидетельствует как о понимании большевистской революции, так и о глубокой симпатии к Стране Советов и ненависти к буржуазной Европе. Н. разоблачает "гнусные намерения сплетников и всей клеветнической кампании против СССР как со стороны буржуазии, так и соц.-фашизма и авгуров свободы и гуманности, поочередно на всех кафедрах мира свидетельствующих против большевизма". О дальнейшем сдвиге влево свидетельствуют и выступления Н. во время его посещения Страны Советов в 1933. Единственный выход для пролетариата Н. в настоящее время видит в коммунизме.
Библиография: I. Счастье, Повесть, перев. А. Н. Горлина, Гиз, М. — П., 1923; Пролетарские новеллы, перев. М. М. Гутман, изд. "Петроград", П., 1923; Пассажиры незанятых мест, перев. С. Г. Займовского, изд. "Новая Москва", М., 1923; То же, перев. А. Н. Горлина, Гиз, М. — П., 1923; Мыза Дангаард, Драма в трех д., перев. Д. М. Горфинкеля, под ред. А. Горлина, Гиз, М. — П., 1923; Дитя человеческое, 5 книг, перев. Э. Л. Вейнбаум и А. В. Ганзен, Гиз, М. — П., 1923—1924; Великая борьба (Пелле-завоеватель). Роман из датского профессионального движения, перев. в сокращ. М. Розенфельд, изд. ВЦСПС, М., 1924, и неск. изд. в др. переводах; Навстречу молодому дню. Путешествие в Советскую Россию, перев. Э. Бак, изд. "Петроград", Л., 1925; Семейство Франк. Повесть, перев. М. Кристенсен, изд. "Межрабпом", Берлин — М., 1925; Дети будущего, перев. под ред. Н. Н. Шульгина, изд. "Мысль", Л., 1926; Революция женщин и др. рассказы, перев. О. Мандельштама, изд. "Прибой", Л., 1926; Ценою жизни, перев. М. К. Зорич, изд. "Пролетарий", Харьков, 1926; Кротовьи кочки. Рассказы, перев. А. В. Ганзен, Гиз, М. — Л., 1927; Избранные новеллы, перев. под ред. А. Горлина, ГИХЛ, Л., 1933.
II. Вейсброд Ал., Мартин Андерсен-Нексе, "Октябрь", 1926, III. Рецензии: Мещеряков Н. Л., "Печать и революция", 1923, II; Мессер Р., "Звезда", 1925, III; М. Т—ий, там же, 1926, III; Нусинов И., "Печать и революция", 1927, VI, и другие.
Л. Блюмфельд
Другие люди и понятия:
НЕЛЕДИНСКИЙ-МЕЛЕЦКИЙ Юрий Александрович [1752—1828] — поэт. Принадлежал к высшей аристократии. Служил в гвардии, занимал крупные административные посты. Царедворец и светский человек, Н.-М. в…
НЕМАНСКИЙ Янка [1890—] — псевдоним белорусского писателя и общественного деятеля Ивана Андреевича Петровича. Р. в бедной крестьянской семье. Окончил учительскую семинарию. Учился в…
НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Литература эпохи феодализма [710]. VIII—X века [711]. XI—XII века [714]. XII—XIII века [715]. XIII—XV века [717]. Библиография [720]. Литература эпохи разложения феодализма. I. От…