О - П
Параллелизм
ПАРАЛЛЕЛИЗМ. — I. Термин традиционной стилистики, обозначающий соединение двух и более сочиненных предложений (или частей их) путем строгого соответствия их структуры — грамматической и семантической. Пример: "Твой ум глубок, что море, || Твой дух высок, что горы" (Брюсов В., Опыты, М., 1918). П. широко распространен в устных и древнеписьменных лит-pax, во многих системах стихосложения выступая как принцип построения строфы; особенно известен так наз. parallelismus membrorum древнееврейского стихосложения, в котором П. соединяется с синонимической вариацией образов, напр. "Положи меня как печать на сердце твое || и как перстень на руке твоей" ("Песня песней"). Большое место занимает П. в аллитерирующем и даже рифмованном германском стихе средневековья. Не меньшее значение имеет он в финском эпосе "Калевала", где он соединяется с обязательной градацией. Ср. "Шесть он зернышек находит || семь семян он поднимает". В письменных лит-pax П. приобретает весьма сложный характер, соединяясь с анафорой, антитезой, хиазмом и др. фигурами, напр. "Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог" (Державин). Учение о параллелизме получает большое развитие в античной риторике. См. "Риторика", "Стилистика", "Фигуры".
R. S.
II. В русской фольклористике термин "П." применяется в более узком, специфическом смысле, обозначая особенность поэтической композиции, заключающуюся в сопоставлении одного действия (главного) с другими (второстепенными), наблюденными во внешнем человеку мире.
Простейший тип П. — двучленный:
"Летал сокол по небу, Гулял молодец по свету".
Из него вероятно образовались более сложные типы: многочленный (несколько последовательных параллелей); отрицательный (параллель, взятая из внешнего мира, дается в порядке отрицания):
"Не белая березынька к земле преклоняется — Красная девица батюшке кланяется"; формальный (утеряна логическая связь между членами П.):
"Опущу колечко в речку, А перчаточку под лед, Записались мы в коммуну, Пускай судит весь народ".
О связи П. с хоровым действом см. "Амебейная композиция". Из фольклора П. широко проникает в художественную песню (индивидуальную Kunstlied).
Библиография: Веселовский А., Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля, Собр. сочин., т. I, СПБ, 1911.
В. Ч.
Другие люди и понятия:
ПАРДО-БАСАН Эмилия, графиня [Emilia Pardo Bazan de Quiroga, 1852—1921] — одна из крупнейших испанских писательниц прошлого века. В своих произведениях П.-Б. ярко отразила смятение и растерянность дворянской…
ПАРИНИ Джузеппе [Giuseppe Parini, 1729—1799] — итальянский поэт-сатирик. Р. в Ломбардии в семье мелкого торговца. Образование получил в Милане. Был аббатом [с 1754] и домашним учителем. Сильно нуждался. В 1768…
ПАРНИ Эварист Дезире де Форж, виконт [Evariste Désiré de Forges, vicomte de Parny, 1753—1814] — франц. поэт, уроженец одного из о-вов Индийского океана. По происхождению француз, с примесью африканской крови….