Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

О - П

К оглавлению

Пасквиль

ПасквильПАСКВИЛЬ в лит-ре — произведение, содержащее заведомо клеветнические нападки на определенное лицо и через него на группу, партию и т. д., к-рые оно представляет. Происходит слово "П." от Пасквино, названия статуи в Риме, к которой авторы сатирических листков, нападавшие на определенных лиц, прикрепляли свои произведения. Отсюда пасквиль стал вообще обозначать клевету, часто анонимную.
П. является обычным оружием в борьбе реакционных — отживающих — классов против новых — прогрессивных. Не будучи в состоянии отстоять свои позиции в принципиальной борьбе, реакционная лит-pa, художественная и политическая, старается клеветнически очернить позиции враждебного класса путем нападок на отдельных его представителей и т. д. Так напр. русская реакционная лит-pa 60-х гг. изображала нигилистов в виде грязных, морально распущенных, невежественных людей. Пасквильный характер носят романы Лескова "Некуда", Писемского "Взбаламученное море", пьеса Л. Толстого "Зараженное семейство" и др.
Революционная и прогрессивная литература разоблачает и клеймит личность, когда ее черты воплощают в себе действительно существующие и характерные особенности класса. Таков памфлет К. Маркса "Господин Фохт", в к-ром Маркс беспощадно разоблачает клеветнические приемы либеральной буржуазии на примере одного из виднейших ее представителей. В противоположность этому П. являются многочисленные произведения буржуазии, в к-рых тенденции революционного рабочего движения выводились из вымышленных личных черт Маркса, из его будто бы честолюбия, жестокости, "еврейского происхождения" и т. п. Богатые примеры пасквильных упражнений дает антисоветская лит-ра.
В художественной лит-ре повод к обвинению в пасквилянстве часто давало изображение живых современников автора. Однако портретность (хотя бы и в отрицательном освещении) нельзя считать пасквилем и недобросовестным приемом, когда личные черты современника служат материалом для художественного обобщения основных черт общественного явления. Нельзя назвать П. тургеневского Рудина из-за наличия в нем некоторых личных черт Бакунина. Но П. является клеветническое изображение нечаевцев в "Бесах" Достоевского.

 Библиография:  Voigt J., Über Pasquille, Spottlieder und Schmähschriften aus der ersten Hälfte des 16 Jahrhunderts, в сб. "Historisches Taschenbuch", hrsg. v. F. V. Raumer, B. IX, Lpz., 1838; Pasquin et pasquinades, "Revue Britannique", 1861, 3; Schade O., Satiren und Pasquille aus der Reformationszeit, 2 B-de, 2 Ausg., Hannover, 1863; Mary Lafon, Pasquino et Marforio, 2 éd., P., 1877; Gnoli D., Le origini di maestro Pasquino, Roma, 1890; Bedermeyer G., Schmähschrift в кн. "Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte", hrsg. v. P. Merker u. W. Stammler, B. III, Berlin, 1928—1929.
Д. Заславский

Другие люди и понятия:

Пасколи

ПасколиПАСКОЛИ Джованни [Giovanni Pascoli, 1855—1912] — итальянский поэт. Р. в Мауро в мелкобуржуазной семье. Рано осиротев, П. уже в 18 лет принужден был взять на себя заботы о семье, отдаться тяжелому труду. Он… Полная информация

Пастернак

ПастернакПАСТЕРНАК Борис Леонидович [1890—] — современный поэт и прозаик. Р. в семье художника-академика Леонида Осиповича Пастернака. Учился на филологическом отделении историко-филологического… Полная информация

Пастораль

ПасторальПАСТОРАЛЬ. — Термин "пастораль" (от латинского pastoralis — "пастушеский") употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле П. означает пастушескую поэзию всех времен и народов. В… Полная информация