О - П
Пасынков
ПАСЫНКОВ Лев Павлович [1886—] — советский писатель. Р. в семье железнодорожника в Ростове-на-Дону. В 1907 окончил железнодорожное училище. Работал техником на Владикавказской жел. дороге. В качестве фельетониста сотрудничал в газете "Донская речь" и "Приазовский край". Печатался в "Летописи" М. Горького, "Ежемесячном журнале" В. Миролюбова. С первых дней Октября — на стороне советской власти. Вел организационную работу среди национальных меньшинств Северокавказского края, участвовал в газете "Советский Юг". Написал ряд работ по этнографии Сев. Кавказа. Имеет звание научного работника по истории материальной культуры Востока.
Первые рассказы П., опубликованные в 1906 ("Был город", "Поезд смерти", изд. "Народная мысль", Ростов-на-Дону), выражали интеллигентский протест против реакционно-мещанских настроений, усилившихся после 1905. В ряде рассказов, написанных с 1920 по 1925, П. ставил вопросы советского хозяйственного строительства ("Сарана", "Два памятника", "Ислам Иван Кучак", "Богатый Мустафа"). Лит-ую известность П. получил как автор "Голубого цветка" [1925], "Заповедных вод" [1927], "Человека в лесу" [1932], "Тайны" [1933].
Отталкиваясь от традиционных штампов экзотической буржуазной лит-ры, Пасынков стремится к реалистическому изображению действительности. В противовес поэтизации "экзотической" отсталости Кавказа в буржуазной лит-ре П. стремится дать реалистическое изображение жизни народов Кавказа, показать сложный процесс перестройки отсталых народностей в условиях развития социалистической революции. Но к реалистическому изображению П. подошел не сразу. Первоначально он создал романтическое повествование о жизни горцев — "Голубой цветок". Авантюрно-романтический сюжет, интерес к экзотическому материалу характерны для "Голубого цветка". Позднее, в романе "Заповедные воды", Пасынков перешел к натуралистическому изображению явлений. Роман переполнен материалом этнографическо-эмпирического порядка. Картины жизни и быта рыбаков Приазовья, разложение патриархальных отношений воспроизведены в романе с подчас излишней детализацией; сюжет страдает статичностью. По мере того как успешнее развертывалось социалистическое строительство, Пасынков стал глубже понимать происходящее и давать реалистическое его изображение. Последние произведения Пасынкова — "Человек в лесу" и особенно "Тайпа" — показали рост писателя. В образе Астамира Чандурова П. дал черты нового человека. По-новому поставил и осветил П. старые обычаи отсталых народностей. Так, Астемир Чандуров порывает со своим другом — стражником Мата, ибо их дружба была основана на старом обычае куначества. Новое, более богатое чувство классовой интернациональной солидарности вытесняет прежний обычай — куначество.
Стремление использовать богатый краеведческий материал вызвало у П. повышенное внимание к внешней стороне быта и событий и привело его к детальному выписыванию этнографического колорита; поэтому в произведениях П. — громаднейшее разнообразие бытовых картин, событий. Большое место занимает в произведениях П. пейзаж, что связано с преобладавшей в творчестве П. натуралистической, этнографической зарисовкой жизни. От декоративного пейзажа Дагестана ("Голубой цветок") П. переходит к созданию реалистического пейзажа.
Библиография: I. Мужицкий памятник, Повесть для юношества, изд. "Буревестник", Ростов н/Д., 1925; Ханук и Меджид, Повесть, изд. то же, Ростов н/Д., 1926; Голубой цветок, Роман, Гиз, М. — Л., 1927; Атаман Серьга, Роман, изд. "ЗиФ", М. — Л., [1928]; Дети гор, Роман, издание 2-е, то же, М. — Л., [1928]; Заповедные воды, Роман, Гиз, М. — Л., 1928; Тайпа, Роман, изд. "ЗиФ", М. — Л., 1930; То же, изд. "Московского т-ва писателей", М., 1933; Человек в лесу (По лесогорьям Кавказа), ГИХЛ, М. — Л., 1932; Огневей, изд. "Советская литература", М., 1934.
II. Гольцев В., "Печать и революция", 1927, VI; Фиш Г., "Звезда", 1927, IX; Бенни Як., "Октябрь", 1929, VII; "Новый мир", 1927, XII (отзывы о "Голубом цветке"); Юргин П., "Печать и революция", 1928, VI; Николаев Я., "На литературном посту", 1928, X; Гольцев В., "Новый мир", 1928, X; Зингер М., "Известия ВЦИК", 1928, 6 мая (отзывы об "Атамане Серьге"); Полякова М., "Печать и революция", 1928, II—III; "Октябрь", 1929, VII; Морозов М., "Литературная газета", 1929, № 9 (отзывы о "Заповедных водах"); Амалатбек, Колумбы от литературы, которые Америки не открыли, "Революция и горец", 1932, № 2—3 (40—41); Шаумян, "На подъеме", Ростов н/Д., 1932, VI (ответ на предыдущую рецензию); Оружейников Н., Очерк на службе пролетариата, "Художественная литература", 1932, XIII—XIV (отзыв о "Человеке в лесу").
III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), том I, Москва — Ленинград, 1928.
В. Щербина
Другие люди и понятия:
ПАТЕР Вальтер [Walter Pater, 1839—1894] — английский писатель-импрессионист, лит-ый критик и теоретик искусства. Учился в Оксфорде. С 1864 — профессор западной лит-ры в Брейзномэ. С 1869 по 1871 Патер выпускает…
ПАТКАНЯН Рафаэль [1830—1892] — псевдоним армянского поэта и беллетриста Камара-Катипа. Р. в Нахичевани. Учился в Лазаревском институте в Москве и затем за границей (в Германии). Свою лит-ую…
ПАТУЙЕ Жорж — французский литературовед, специалист по русской литературе. До 1913 читал в Сорбонне курс русской лит-ры, затем работал во Французском институте в Петербурге. П. принадлежат два…