О - П
Пауза
ПАУЗА — остановка голоса, членящая речевой поток на те или иные части. Расположение физиологических П. в речевом потоке может не совпадать с установленным членением речи на слова и даже на предложения. С одной стороны, паузы обычно отсутствуют между группами тесно связанных слов ("ходил-я-так со-дня-на-день" — между словами, соединенными дефисами, П. отсутствуют), с другой — при подчеркнутом эмфатическом произнесении слов П. делается в середине слова ("это у||жа́сно!"). Однако для синтаксического и смыслового членения речевого потока значение имеют лишь те П., которые совпадают с границами слов и предложений. Паузы этого типа — в соединении с различиями интонации — передают в произносимой речи весьма тонкие различия смысловых отношений между частями сочиненного бессоюзного предложения и членами предложения. Ср. различия в предложениях типа: "придешь домой — ляжешь спать" (с отношением условной или временной связи между предложениями) и "придешь домой, ляжешь спать" (с простой последовательностью не связанных предложений); или различия в связи членов предложения типа: "платок был||запачкан,||в крови" и "платок был||запачкан в крови". На выделении П. отдельных членов предложений основано значение инверсии (см.).
В письменной речи наличие П. (или возможность ее) сигнализируется различными знаками препинания — см. "Пунктуация".
Р. Ш.
В художественной речи пауза имеет чрезвычайно большое значение как в отношении ее интонационной организации, так и в отношении организации чисто ритмической; именно пауза регулирует смысловое и тем самым интонационное движение речи, что чрезвычайно увеличивает богатство всякого рода смысловых оттенков, подчеркиваний, умолчаний и т. д.
"Постой, постой! Ты выпил… без меня" (Пушкин).
П., обозначенная в этом примере многоточием, раскрывает (в обращении Сальери к Моцарту, выпившему яд), "договаривает" то, что словами не было сказано.
В то же время в стихе расстановка П. отражается на ритме, выделяя напр. те ударные слоги, после к-рых стоит П., превращая отрезок речи между двумя П. в ритмическую единицу. Отсюда число П. в стихе определяет его ритмический характер: поскольку П. свидетельствует о законченности данного речевого отрезка, постольку данная система П. в значительной мере определяет и систему ритма. Например для многих русских дворянских поэтов XIX в. характерно размещение постоянных П. в конце стихотворной строки и отсутствие П. в середине, что определяет значительную ритмическую монотонию, напр.:
"Вдали огонек за рекою, Вся в блестках сияет река, На лодке весло удалое, На цепи не видно замка" (Фет).
Самое постоянство в размещении П. имеет уже определенный ритмирующий характер, благодаря чему сдвиг П. в середину или начало следующей строки дает новый ритмический — и следовательно опирающийся на смысловой — ход, например:
"Никто мне не скажет: „Куда ты Поехал? Куда загадал?“" (Фет).
Наоборот, у Маяковского встречаем исключительную насыщенность П., к-рая разбивает его стих на ряд законченных речевых отрезков и создает совершенно своеобразный ритм:
"Это было (П.) Было в Одессе (П.) Приду в четыре (П.) сказала Мария (П.) Восемь (П.) Девять (П.) Десять (П.) Вот и вечер (П.)".
На этом в частности основан принцип печатания Маяковским стихов, определяемый разбивкой строк на законченные благодаря П. речевые отрезки.
На примере П. чрезвычайно четко можно проследить единство словесной структуры произведения с его идейным содержанием: являясь результатом определенного смыслового выделения слова, П. в то же время определяет (и сама является одним из его моментов) характер данного речевого построения. Отсюда — обусловленность данной системы паузирования, а следовательно и интонирования, и ритма, и т. д., конкретно историческим содержанием произведения.
Библиография: См. "Фоника".
Л. Т.
Другие люди и понятия:
ПАУНД Эзра [Ezra Loomis Pound, 1885—] — англо-американский поэт, переводчик, критик. Р. и вырос в Америке. По окончании университета поселился в Европе. Много путешествовал. Первый сборник стихов П. — "A…
ПАУСТОВСКИЙ Константин Георгиевич [1893—] — советский писатель. Сын инженера-путейца. Учился в Киевском, затем в Московском университетах. Был рабочим на металлургических заводах в Юзовке,…
ПАЭГЛЕ Леон [Leons Paegle, 1890—1926] — латышский революционный писатель. Сын деревенского кузнеца. Окончил Вольмарскую учительскую семинарию. Был учителем приходского училища, затем продолжал…