Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

О - П

К оглавлению

Пердигье

ПердигьеПЕРДИГЬЕ Агриколь [Agricol Perdiguier, 1805—1875] — французский писатель, публицист, песенник, драматург и историк, деятель рабочего движения преимущественно 30—50-х гг. XIX в., по основной профессии — столяр. Р. в Авиньоне. Участвовал в Июльской революции 1830, был связан с обществом "Друзей народа", принимал участие в республиканском восстании в день похорон генерала Ламарка [1832]. Скатившись в эпоху Второй империи в мелкобуржуазное оппортунистическое болото, П. резко отрицательно относился к Коммуне.
С 1824 П. стал сочинять, а с 1834 — распространять в тетрадках свои песни, преследуя задачу идейного объединения ремесленного пролетариата, разбитого на отдельные враждующие компаньонажи. П. стремился воздействовать на "компаньоническую" песню (песни подмастерьев), содержавшую наряду с элементами прославления труда, воспевания любви и природы и проблесками классового сознания элементы внутренней вражды, "уставные" и цеховые предрассудки и взаимные угрозы, к-рые приводили к кровопролитиям. К П. присоединился ряд шансонье-ремесленников. Из тетрадок П. составился в 1836 "Chansonnier du tour de France" (Песенник странствия по Франции), объединивший лучшие песни различных компаньонажей. Форма песен П. примитивна, риторична, кругозор классового сознания крайне узок. В 1837 П. опубликовал рассказ "Rencontre de deux frères" (Встреча двух братьев) — драматический эпизод компаньонической розни. В 1839 П. выпустил "Livre du compagnonnage" (Книга компаньонажа), в к-рую включил как свой песенник с очерком старой компаньонической песни, так и свой рассказ. В этой книге П. проявил себя романтиком-реформатором начавшего разлагаться компаньонажа. Книга подверглась ожесточенным нападкам сторонников цеховой старины, но возбудила и плодотворную критику со стороны представителей нарождавшегося во Франции профсоюзного движения. Беранже, Жорж Санд, Эжен Сю поддерживали проповедь Пердигье. Для них личность Пердигье послужила живым прообразом нового типа рабочего-мыслителя, осознавшего свою социальную миссию ("Странствующий подмастерье" Жорж Санд, Агриколь Бодуен в "Вечном жиде" Э. Сю).
Революция 1848 и политическая деятельность П. побудили его заняться историей. П. принадлежит популярно-исторический труд "Histoire démocratique des peuples anciens et modernes" (Демократическая история древних и современных народов) в 12 тт. — первая попытка рабочей историографии, противопоставляющая себя школьной "официозной истории" (из намеченных 12 тт. удалось выпустить с 1849 по 1851 лишь 7 тт.). Из других произведений П. следует назвать его "Mémoires d’un compagnon" (Записки подмастерья, 1857) — живую документацию истории и нравов компаньонажа, комическую пьесу "Les Gavots et les dévorants" [1862] и диалог о Мэтр Адаме (см.) [1863].
Сыграв положительную роль в деле пробуждения классового сознания мелкоремесленной рабочей среды, компаньоническая лит. пропаганда П. однако все более и более отставала от общего роста рабочего движения во Франции, оставаясь чуждой развитию социалистических идей. Так. обр. по отношению к рабочему движению в целом мелкоремесленный компаньонический романтизм П. играл реакционную роль.

 Библиография:  II. Martin Anfos, Agricol Perdiguier, Cavaillon, 1904; Museux E., Agricol Perdiguier, "Revue socialiste", 1901; Halévy Daniel, Предисловие к указанному новому изданию "Mémoires d un compagnon" (апологетическая реформистская работа).
Ал. Дробинский

Другие люди и понятия:

‘Перевал’

'Перевал'"ПЕРЕВАЛ" — лит-ая группировка 1923—1932. Организована под руководством А. Воронского при журн. "Красная новь". Первоначально объединяла литературный (главным образом поэтический)… Полная информация

Переверзев

ПереверзевПЕРЕВЕРЗЕВ Валериан Федорович [1882—] — профессор-литературовед, историк русской литературы. Учился в Харьковском, университете. С 1902 участвовал в соц.-дем. движении, примыкая к меньшевикам…. Полная информация

Перевод

ПереводПЕРЕВОД. I. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕРЕВОДА. — Лит-ый (или художественный) П. представляет собой проблему, далеко выходящую за пределы чистой литературно-лингвистической техники, поскольку… Полная информация