Яндекс                     ПОИСК ПО САЙТУ                     Google

О - П

К оглавлению

Период

ПериодПЕРИОД [греч. periodos — "обход", "окружность"] — термин, введенный Аристотелем для обозначения "речи, имеющей в себе самой начало и конец и легко обнимаемой умом". Под П. следует понимать так. обр. большую синтаксическую единицу, сложное предложение или группу предложений, характеризуемую полнотой выражения мысли и законченностью интонации, создаваемой выделением пауз, сменой повышения и понижения, замедления и ускорения речи, ритмическим движением клаузулы. Пример: "Как плавающий в небе ястреб, давший много кругов сильными крылами, вдруг останавливается распластанный среди воздуха на одном месте и бьет оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-перепела: || так Тарасов сын Остап налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею веревку" (Гоголь).
Античная и школьная риторика с большой тщательностью разрабатывает учение о П. Устанавливаются классификации П.: 1. по числу входящих в П. членов (membrum) или колонов (П. одночленный, двучленный, трехчленный и т. д.); 2. по соотношению величины его членов (П. умеренный, или "круглый", при равной величине его членов и П. "зыблющийся" при резком их несоответствии); 3. по наличию или отсутствию связующих союзов между членами П. (П. "слитные" и П. "отрывные"); 4. наконец по характеру этих связей. Вырабатывается вопросник для развертывания предложения в период: quis (кто), quid (что сделал), ubi (где), quibus auxilius (какими средствами), cur (для чего), quo modo (как), quando (когда). В этом плане учение о П. развертывается напр. у Готтшеда и Ломоносова. Новейшие стилистики, напротив, стремятся уловить в разнообразных вариантах П. специфическую его структурность, устанавливая в его дихотомичности, двудольности, в ритмическом и интонационном его движении известное соответствие структуре строфы (Р. Мейер, Альбала, Беккер).
Многообразные виды периода в истории европейских яз. получают особое развитие в тесной связи с развитием ораторского искусства, судебного и политического красноречия в государственных образованиях античной формации (см. "Греческий яз.", "Латинский яз."). В этот же период получает свое оформление теоретическое учение о периоде. Как учение о П., так и практика периодической речи как стилевой принадлежности произведений на латинском яз. переживают и феодальную эпоху. Эпоха строительства национальных лит-ых языков способствует переносу классического П. в церковное, научное и судебное красноречие и в стиль художественной лит-ры капиталистического общества. С окончательным оформлением "национальных" лит-ых яз. буржуазии в лит-ых стилях новейшего времени классический, определенный в своем строении и интонационно-ритмическом движении П. уступает место развернутым синтаксическим единицам иного типа, дающим больший простор индивидуальной интонации и ритму. Само по себе большее или меньшее преобладание развернутых синтаксических конструкций в яз. писателя, разумеется, ни в какой мере не позволяет определить его стиль, и лишь конкретный анализ используемых им интонационных и ритмических ходов при включении его в общий анализ писательского стиля может быть использован как один из моментов определения исторического значения последнего.

 Библиография:  См. "Риторика", "Стилистика".
R. S.

Другие люди и понятия:

Перипетия

ПерипетияПЕРИПЕТИЯ [греч. peripe’teia — "внезапный поворот"] по определению Аристотеля ("Поэтика", гл. XI) — "превращение действия в его противоположность", один из существенных элементов… Полная информация

Перифраз, или перифраза

Перифраз, или перифразаПЕРИФРАЗ, или ПЕРИФРАЗА [греч. perífrasis] — синтактико-семантическая фигура, состоящая в замене однословного наименования предмета или действия описательным многословным выражением. Школьная… Полная информация

Перк

ПеркПЕРК Жак [Jacques Perk, 1859—1881] — известный голландский поэт, один из главных пионеров мелкобуржуазного оппозиционного движения так наз. "восьмидесятников" (De Nieuwe Gids-Beweging). П. умер молодым… Полная информация